Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-12-14 19:11:49

Чудо России. Собор Рождества Богородицы

Подлинным чудом России, третьим по нашему счету – после храма Покрова на Нерли и «Троицы» Рублева, – стал и собор Рождества Богородицы, возведенный в 1490 году в далеком северном крае, за Вологдой, в небольшом Ферапонтовом монастыре. Фрески собора принадлежат к числу наивысших достижений древнерусской художественной культуры.

Внутри храма сохранилась надпись, в которой указано время создания росписи: «В лето 7010-е месяца (1502) августа в 6 (-й день) …», и даже имена художников: « …А писци Деонисие иконник с своими чады».

В северных лесах на стенах и сводах богородичного собора они создали изысканный и сложный ансамбль, соединяющий огромное количество композиций (около 90) и отдельных фигур (около 170). Здесь причудливо переплелись представления о царстве Московском, достигшем свободы и самостоятельности, ставшем выше всех других православных стран (византийская империя пала под натиском турок в 1453 году), и о «приходящем свыше» Царстве Небесном, которое должно было принести с собой совершенство, недоступное любому царству земному.

Наружные росписи

Сверху над входом в храм изображен Христос в золотистых одеждах, сидящий на троне в сиянии небесной славы. К Нему в молитвенных позах слева и справа обращаются ангелы и святые. А ниже – сюжеты, говорящие о посвящении собора Богородице, точнее, ее Рождеству. Слева от высокого зубца, венчающего портал, расположена композиция поздравления Анны, матери Богородицы, с рождением у нее дочери, поднесения даров и омовения маленькой Марии в купели. Справа – качание Марии в колыбели и ласкание ее родителями.

Ниже, непосредственно над дверью, – небольшое изображение, на котором уже сама Мария держит перед собой Младенца Христа.

В целом фрески портала готовят к восприятию откровения, которое предстоит пережить внутри храма. Даже цветовой строй образов настраивает на это: абсолютное преобладание небесно-голубого фона, иногда переходящего на одежды изображаемых, обилие нежно-зеленого, вообще светлых желто-коричневых тонов, создающих впечатление необычайной легкости, светоносности образов открывающегося Царства.

«Небо на земле»

«Ключ», позволяющий хоть как-то понять внешнюю и, главное, внутреннюю логику этой росписи — это византийская, сложившаяся к XI веку система, разделявшая храм на три пространственные зоны. По вертикали: купол, своды, стены. По горизонтали: алтарь, собственно храм, противоположная от алтаря стена, в которой находится основной вход в храм.


В куполе – Христос. В храме – сонмы ангелов и святых: апостолов, мучеников, епископов, священников, монахов, ветхозаветных праведников. Также и в сюжетной части Евангелия собраны не только 12 основных событий, но и события менее значительные, даже притчи – назидательные рассказы Христа, приобретшие значение исторического факта. Все Евангелие буквально ожило и стало доступно взгляду.

Кроме этого, есть изображение в виде отдельных сюжетов излюбленного молитвенного песнопения Византии и Древней Руси – акафиста Богородицы (буквально – пения, исполняемого стоя). В нем Богоматерь представала живым исполнением многих древних пророчеств. А еще – как «победительница». Акафист состоял из 25 отдельных песнопений, в которых прославлялась Богоматерь. Каждое (!) из этих песнопений Дионисием было проиллюстрировано. Весь акафист можно прочитать, обходя стены и столпы храма по периметру.

«Страшный Суд»

Завершалась система росписей композицией «Страшный Суд», расположенной на западной стене храма.

Собственно, эта композиция, в определенном смысле, дублировала основную идею системы росписей, расположенных по вертикали. Ведь в ней Христос изображался пришедшим в силе и славе, а значит, являющим Себя миру как Страшный Судия. На западной стене Его явление конкретизировалось, в него добавлялись подробности: апостолы, судящие мир вместе с Христом; праведники, восходящие в рай; грешники, низвергаемые в ад, и т.д. Обычно образ Страшного Суда занимал всю западную стену храма, завершая, таким образом, и вертикальное, и горизонтальное прочтение росписей.
В соборе Богородицы Ферапонтова монастыря «Страшный Суд» занимает лишь верхнюю часть стены (к огромному сожалению, образ Христа-Судии полностью уничтожен из-за попытки пробить здесь в более позднее время дополнительное окно). Нижняя же часть стены, с заходом на боковые стены, была отведена Дионисием под новые для этого места сюжеты. Это Вселенские соборы – собрания всех епископов церкви, созывавшиеся императором для решения значимых для всей церкви проблем. Соседство с композицией «Страшный Суд» ставило Вселенские соборы в особое положение: они непосредственно предшествовали этому Суду, а значит – завершали круг земного существования вообще.

Александр Копировский


Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: