Путь Страстной седмицы
Мы входим в Страстную седмицу. Греки называю ее Μεγάλη Εβδομάδα, то есть Великая Неделя. Теперь мы вступили уже на крестный путь Христа. Как идти и что нам делать в дороге, чтобы наш путь не был полон уныния?
В это время мы должны забыть о всем суетном и мирском и последовать за Спасителем. В течение Четыредесятницы мы, через Великий Пост, шли навстречу Господу. После Входа Спасителя чрез врата Иерусалима Он идёт навстречу нам. Мы уже знаем развязку. Будет предательство Иуды, Тайная Вечеря, арест, Голгофа и Воскресение.
Первые христиане в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли подвиги поста. Подражая Господу, богомольцы старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца.
Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех храмах совершаются особые службы. Эти богослужения особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.
Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.
Богослужения Страстной седмицы имеют целью оживить в нашем сознании значение крестного подвига Христова, чтобы мы глубже почувствовали величие Его любви к нам и, в свою очередь, сильнее старались любить Его.
Поэтому все то, что в Ветхом Завете только предизображает, а в Новом Завете прямо относится к крестному подвигу Спасителя, Церковь раскрывает перед духовным взором молящихся в трогательных богослужениях предпасхальной недели, которую также называют Страстной из-за страданий Спасителя.
Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу.
И здесь Церковь приобщает нас к великому духовному богатству, не только в его внутреннем содержании — но и в его внешнем оформлении.Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах мы мысленно проходим всю величественную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему».
Путь Страстной седмицы — путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря — говения, для достойного причащения Святых Тайн в эти великие дни.
И как же не говеть в дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте?
Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа?
Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя.
Путь Страстной седмицы — оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям.
Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.
Читайте наши статьи на Дзен