Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-04-25 09:41:38

Соловецкое восстание: как монахи против царя пошли

22 июня 1668 года по указу царя Алексея Михайловича стрельцы во главе с Игнатием Волоховым высадились на Соловецком острове. Цель была одна – сломить непокорных монахов и заставить их принять реформы патриарха Никона. Так началось 8-летнее Соловецкое сидение.

О причинах

Сегодня сложно дать однозначный ответ о причинах, по которым соловецкие монахи отказались принять новую веру. То ли в силу того, что реформатор Никон был лучшим учеником Елеазара Анзерского, то ли из-за бывшего заключенного Соловецкого монастыря Арсения Грека, который стал правой рукой Никона? А, может, монахи не могли простить Никону отнятых у монастыря мощей Филиппа? Наверняка, было много и других причин, из-за которых совет соборных старцев решил запечатать присланные в 1657 году Никоном богослужебные книги в монастырской казенной палате и продолжить использовать при богослужениях старую литературу. Монахи напишут царю не одну челобитную с просьбами: «не вели, государь, предания нарушать». Вместо ответа на одну из последних, в монастырь в качестве настоятеля будет прислан сторонник реформ Иосиф, которого, впрочем, изгонят. Когда же в качестве настоятеля соловляне изберут архимандрита Никанора, власть поймет — на Соловках назревает бунт.

Обитель бунтарей

К началу 17 века Соловецкий монастырь представлял собой военную крепость для отражения атак недружественных соседей, в первую очередь шведов. Кроме того, что монастырские стены были прекрасно укреплены, в обители имелся внушительный арсенал: 65 пушек, 14 пищалей и достаточное количество мушкетов, ручниц, пистолей, карабинов, копий, сабель и бердышей. К слову сказать, и сами монахи владели воинскими навыками, так что могли успешно отражать атаки врага. В самом монастыре имелся достаточный запас провианта – осада также не могла напугать соловлян. К тому времени на Соловки, кажется, со всей Руси бежали недовольные не только церковной реформой, но и недовольные вообще, а в таких, как известно, страна наша недостатка никогда не испытывала. Отряд из трехсот монахов пополнился беглыми стрельцами, донскими казаками, беглыми холопами и крестьянами.

Начало

Общая численность жителей обители к моменту прибытия на остров московских войск составляла, по некоторым данным, порядка 700 человек, поэтому вряд ли волоховскому отряду, состоящему из сотни стрельцов, удалось бы взять крепость штурмом – их попытки покорить самую большую крепость Северной Европы были обречены на провал. Ничего другого не оставалось, как прибегнуть к осаде. Впрочем, в первые годы столичные воины и их руководство не слишком усердствовали: монастырь осаждали только летом, зимой же одни уезжали в Сумский острог, другие – по домам. Даже с приездом летом 1672 года главы московских стрельцов Клементия Ивлева и увеличения численности отряда до 725 человек ситуация не слишком изменилась. Московские власти еще надеяться на мирный исход дела — царь запрещал открывать пушечный огонь по стенам обители и гарантировал прощение каждому бунтовщику, который явится с повинной.

Обострение ситуации

Тем времен монастырь добровольно или принудительно покидают те, кто выступает за «мирное стояние». К 1673 году в обители остается 500 человек, которые решают идти до конца. Возможно, вялотекущая осада продолжалось бы не 8 лет, а много дольше, если бы до московских властей не дошла информация о том, что в мятежном монастыре нашли приют остатки разгромленных разинских отрядов, в том числе атаманы Кожевников и Сарафанов. На Соловки отправляют воеводу Ивана Мещеринова с велением активизировать военные действия против бунтовщиков, в том числе он получает разрешение открывать огонь по монастырским стенам. Все это время монахи продолжают поминать в молитвах царя Алексея Михайловича, однако в январе 1675 года принимается решение, означающее полный разрыв с правительством – монахи перестают молиться за царя-«ирода». Несогласных заключают в монастырский острог.

С острова не сходить!

Ранние холода октября 1674 года заставляют Мещеринова отступить: войска перебираются на зимовку в Сумский острог. За зиму стрелецкое войско удваивается. Нерешительность воеводы подстегивает полученная от царя депеша: «…А буде ты, Иван, с Соловецкого острова, без нашего Великого Государя указу, впредь сойдёшь, и за то тебе учинена будет смертная казнь…». Летом 1675 года Мещеринов вплотную приступает к исполнению поручения царя: монастырские стены окружаются батареями стрельцов, которые начинают подкапывать башни. Принимается решение не уходить на зимовку и продолжать осаду. Монахи отчаянно сопротивляются – отстреливаются, совершают вылазки, чтобы завалить подкопы. Только с 4 июня по 22 октября 1675 года среди осажденных 32 убитых и 80 раненых. Зимой 1676 года Мещеринов совершает отчаянную попытку атаковать монастырь – в результате погибают 36 стрельцов, монастырские же стены по-прежнему остаются неприступными. Существует версия, что к этому моменту среди бунтовщиков почти не остается монахов: они либо ушли из монастыря, либо были заключены бунтовщиками в монастырскую тюрьму.

Иуда

Неизвестно, до какой степени отчаяния мог бы дойти воевода и сколько бы продолжалась осада, если бы не нежданная «удача» в лице перебежчика чернеца Феоктиста. Он сообщает Мещеринову, что проникнуть в монастырь не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Надо перебраться через ров Онуфриевской церкви и пролезть через окно под сушилом Белой башни, предварительно разобрав в нем кирпичи. Сделать это лучше всего за час до того, как начнет светать, потому как именно в это время на башне и стене будет меняться караул и останется по одному часовому. Феоктист соглашается стать проводником. Снежной ночью 1 февраля (22 января по старому стилю) полсотни стрельцов во главе со Степаном Келиным добираются до заветного окна, разбирают кирпичи, через сушильную палату добираются до ворот обители и отворяют их. Спящие защитники не сразу понимают, в чем дело: 30 из них вступают в бой, но сразу же погибают. Неприступная обитель взята.

Расправа

Ярость воеводы и стрельцов, утомленных многократными неудачами, казалось, не знала границ. Из 60 защитников монастыря 28 были казнены сразу, среди них Самко Васильев и Никанор, остальные – позже. Бунтовщиков вешали, поднимали за ребра на крючьях, сжигали, топили в ледяных прорубях, четвертовали, привязывали к конских хвостам и пускали вскачь. Однако, как написано в «Истории об отцах и страдальцах Соловецких», «блаженные же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху». Смогли ли «отступники» с радостью принять мученическую смерть или нет – неизвестно. Вот только через неделю после трагических событий царь Алексей Михайлович скоропостижно скончался от тяжелой болезни. Роковой стала обитель и для воеводы Мещеринова: с формулировкой «за превышение полномочий» по указу нового царя Федора Алексеевича он был заточен в соловецкую тюрьму.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: