«Никола вешний»
Бари.
Древний город веками был связан с греческой, а потом – с православной византийской культурой. Греки жили здесь уже в 5 веке до Р.Х., позже Бари стал частью римского государства. С 4 века по Р.Х. в Бари находилась епископская кафедра, а сам город после падения Римской империи стал яблоком раздора между германцами-лангобардами и преемниками римлян-византийцами. В 9 веке Бари стал центром арабо-берберского эмирата в Италии, к счастью, просуществовавшего всего 30 лет. После этого вплоть до 1071 года город оставался византийским. Но и после завоевания Бари норманнами греко-византийские традиции долго сохранялись в этих местах.
Перенесение мощей в Бар-град.
В представлении русских паломников, мощи святителя не были, как многие другие святыни, похищены латинянами-крестоносцами, а перенесены в Бари, чтобы спасти их от «агарян». Русская Церковь праздновала «перенесение мощей Святителя от Мир Ликийских в Барград» («Никола-вешний»). На самом деле, мощи святого Николая были увезены из Византии на Запад в 1087 году, когда город Бари уже находился под властью норманнов и омофором римских Пап (для реликвии впоследствии была возведена величественная базилика, в крипте которой они находятся и сегодня). Однако в русской агиографии сложилось представление, что Барград в то время был все еще византийским православным городам, а мощи были спасены от мусульман (хотя в перспективе они действительно были от них спасены).
Русские паломники.
Самое раннее документированное паломничество – монаха Варлаама из Ростова – относится к 15 веку. В 1698 году Бари посетили стольник П. А. Толстой и граф Б. П. Шереметев, возможно, туда совершил паломничество и царевич Алексей. В 1852 году в Бари побывал великий князь Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу, а 10 ноября 1892 года мощам своего небесного покровителя поклонился наследник престола Николай Александрович, по вкладу которого был выложен новый настил в крипте базилики.
Пермские крестьянки в Бари.
Во второй половине 19 – начале 20 века паломничество из России к мощам Николая Чудотворца приняло массовый характер. Поклониться мощам святого Николая ехали простые люди из разных уголков России. Громкую известность получило паломничество двух русских крестьянок, которые в 1844 году, не зная ни одного иностранного языка, добрались, по обету, на своей повозке из Перми в Бари. На обратном пути, в Петербурге, они были обласканы царем.
Русское подворье.
22 мая 1913 года состоялась торжественная закладка русского подворья в Бари. Однако строительство его затянулось; в 20-е-30-е годы подворье стало предметом тяжб между претендовавшей на него советской стороной и русскими эмигрантами. В конечном итоге подворье перешло к городскому муниципалитету, устроившему на его основе сиротский дом и детский сад. Приход сохранился, но неоднократно менял юрисдикцию во второй половине 20 века. В 1998 году муниципалитет Бари заключил договор с Московской Патриархией, а в 1999 году подворье получило статус патриаршего, туда был командирован постоянный священник. В 2008 году решением итальянского правительства подворье вернули России.
Поездки в Бари сейчас организуют многие паломнические центры и туристические агентства. Однако туда не сложно добраться и самому: например, приехать на день из Рима.
При подготовке материала использовалась книга Михаила Талалая «Русская церковная жизнь и храмоздательство в Италии»
Источники иллюстраций: wikimedia.org, farm3.static.flickr.com, bargrad.ru, digilander.libero.it, www.stnicholascenter.org, www.mcaevents.org, www.italianvisits.com
Читайте наши статьи на Дзен