Славянская речь до кикиморы довела
Сегодня день памяти, жившей в I веке праведной Мариамны, сестры апостола Филиппа. К этой святой народная молва, как и к Кассиану Римлянину не осталась равнодушна. Что ж поделать сезон такой! Переход от зимы к весне с древних времен считался сакральным, периодом обновления и путешествия из одного мира в другой. По этой причине, все события, выпадавшие на это время, осмыслялись мистически. Пострадала через свои именины и христианская святая Мариамна.
Сама она отличалась нравом кротким и благочестивой жизнью. Дав обет девства, Мариамна присоединилась к брату, который вместе с апостолом Варфоломеем проповедовал Евангелие в Лидии и Мизии (северо-западных областях Малой Азии).
Проповедь их имела особенно большой успех в городе Иераполе. Здесь прекратилось служение идолам, и боготворимая жителями ехидна была изгнана из святилища. Разгневанный язычник-градоначальник приказал схватить Филиппа, Варфоломея и Мариамну и заключить в темницу. Вскоре апостола Филиппа предали смерти. Сразу же после мученической кончины святого, градоначальника Иераполя и жрецов Ехидны настигла кара Божия – их поглотила земля. Жители Иераполя, после этого еще больше утвердились в новообретенной вере и освободили Мариамну с Варфоломеем. Святая Мариамна еще долгие годы продолжала проповедовать Слово Божие и мирно скончалась, успокоившись от трудов своих.
Развалины Иераполя
Каким образом праведница Мариамна (Маремьяна) церковного календаря превратилась в народном месяцеслове в Маремьяну-кикимору «одноглазую», сказать трудно. Равнозначно это прозвище языческой Марене-Марморе, Маре. Так называли призраков, приведения, миражи, видения; духов в облике женщин, появляющихся в доме.
«После Крещения цыган шубу продает, а морозов жди на Афанаса-пучеглаза, на Федора-тирана и Маремьяну-кикимору».
«Ходит як мара» — говорят на Смоленщине. А в Тульской губернии детей пугали так: оденут шубу вверх шерстью и приговаривают: «Вот бабка или запецельная мара идет». А вот на Ярославщине Мару напротив представляли красивой девушкой в белых одеждах. Существа, аналогичные маре-духу, являющемуся в доме, есть в поверьях и других народов. Сходны и названия их: murа у чехов — «кикимора, кошмар»; mora, zmora у поляков – «кошмар». Древнесеверное mara означает «домовой дух мучитель».
Чаще всего Кикимора по мелочам вредит обитателям дома. Иногда она все же помогает хозяевам, предупреждает о надвигающейся беде плачем из подполья. Старики говорили раньше, что домашнюю Кикимору можно задобрить морковкой или сладеньким угощением, а вот болотную не задобришь – вольная натура. Опять же, если не понравится ей человек защекочет до смерти, а другому вдруг клад покажет.
Но праведница Маремьяна, конечно, никакого отношения к бесовской силе не имела. Просто имя израильтянки в славянском языке имело негативную окраску, да еще и день поминовения на исходе зимы, соседствует с Касьяновым Днем.
Среди известных в России Маремьян — Мареньяна Романовна Голубкова. Замечательная сказительница родилась 17 февраля 1893 года в деревне Голубково Архангельской губернии в семье батрака. От печорской сказительницы записано свыше 400 песен, множество причетов, пословиц, загадок. Сочиняла Маремьяна и сказки о новой жизни печорских крестьян и рыбаков на фоне прекрасной и суровой северной природы.
Маремьяна Голубкова
Любовью Маремьяны Голубковой были песни. Обладая отличной памятью, она с детства запоминала каждую услышанную песню. В песнях искала утешения от обид и горестей. «Песня да вздох — неразлучные сестры» – говорит печорская пословица.
«В нерадостный час, — говорит Голубкова, — завернешь слезу в грустное слово, она и оживет… Так плакала мать моей матери, так плакала моя родная мать. Выкликали они из лесов и тундр свое незнакомое счастье, а оно не откликалось…».
Юлия Афанасьева
Читайте наши статьи на Дзен