Как русские лечили простуду
Русские крестьяне всегда сурово относились к себе и своим болезням. Насморк никогда не мог стать серьезной помехой для жизни. Заложенность носа и часто сопутствующее ему першение в горле останавливали кардинально — поедали в большом количестве свежий лук или чеснок.
Также дольки чеснока разрезали и закладывали их в ноздри. Как правило, через несколько часов вдыхания чесночных паров от насморка не оставалось и следа. Но у детей, даже у крестьянских, слизистая носа и горла еще не была настолько привыкшей к ядреной овощной кислоте, и ребятишек щадили.
Из луковых или чесночных долек родители выжимали сок, смешивали его в одинаковой пропорции с каким-нибудь растительным маслом и по капельке заливали в детский носик. Прежде чем предлагать ребенку съесть целую луковицу, ее запекали в русской печи до коричневого цвета и в придачу выдавали кусок хлеба, чтобы не навредить желудку. Если же растительного масла в доме не было или заболевший ребенок, был еще грудничком, тогда дольки чеснока настаивали в теплой воде и этим раствором промывали носик. Также настойкой чеснока старались поить маленьких детей и обтирать им шейку и грудку.
Мёд и малина
Еще одно традиционное русское средство от простуды и насморка — малиновый чай с медом. Засушенные ягоды малины и ее листья заваривали и пили в виде чая вприкуску с медом. Сам мед редко клали в кипяток, очевидно, догадываясь, что таким образом уничтожаются все его полезные свойства. Подростков также поили чаем с большим количеством меда, ну а маленьким детишкам этот же малиновой настой остужали, растворяли в нем ложку меда и промывали носики.
Если чаи распивать крестьянам было некогда, то они, опять же, использовали кардинальный метод. Кусочки прополиса закладывали в ноздри и отправлялись на работу. Вечером нос промывали колодезной водой, после чего обычно никакого насморка уже не было. Ну а если наоборот, простуда подступала все ближе, то шли на крайние меры. Натирали свежий хрен, смешивали его с медом и ели. Над этим жгучим составом дышали, накрыв голову рушником, и даже закладывали смесь в ноздри настолько, насколько хватало силы воли терпеть жжение. После такого «лечения» от насморка, как, впрочем, и от слизистой носа, не оставалось и следа.
Настои трав и растений
Русские знахари отлично знали свойства местных растений. При осенней простуде они заваривали засушенные с лета травы — мелиссу, мяту, коровяк, пили эту жидкость и промывали ею ноздри.
Крестьяне, не сведущие в травах, тем не менее, тоже шли в лес за подмогой. Привычные им иван-чай, кедровые шишки, сосновые иголки — тоже заваривали или настаивали, полученный раствор пили, промывали нос.
Активно использовалась чага — этот березовый гриб срезали, высушивали и заваривали в качестве чая. Всегда считалось, что он придает организму силы и способности сопротивляться разным хворям.
Чайный гриб
Этот странное сочетание дрожжевого гриба и бактерий уксусного брожения появилось в домах россиян только во второй половине XIX века. Сам чайный гриб родом из Тибета, оттуда он попал в Маньчжурию, а дальше — в Восточную Сибирь. Поначалу гриб был лекарственным средством исключительно сибирских охотников. Его настой пили, обрабатывали им раны.
Чайный гриб оказался прекрасным противовоспалительным и антибактериальным средством. Позже разведение этого гриба переняли жители Поволжья, а затем — белорусские крестьяне. Они и придумали смачивать кусочки ткани раствором чайного гриба и закладывать их в ноздри при насморке. Такое натуральное лекарство не жжет слизистую, не режет глаза и не имеет сильного запаха. А вот помогает — моментально. Достаточно пару часов поделать компрессы из настоя чайного гриба и насморка как не бывало.
Баня
Еще одним кардинальным средством от простуды всегда на Руси считалась баня. При первом же появлении легкого насморка россияне брали березовые веники и отправлялись париться. Чем жарче была натоплена в бане печь, тем быстрее выходила из тела хворь и долго не возвращалась. Помимо веников в баню брали свежие кедровые или сосновые ветки и запаривали их в лоханках с горячей водой. Ею просто умывались и обливались, и о насморке потом уже долго не вспоминали.
Читайте наши статьи на Дзен