Кому грозят новые санкции США
До февраля 2018 года в американский конгресс должен поступить документ, содержащий сведения о зарубежных счетах и активах определённых групп россиян и их западных партнёрах, в отношении которых затем будут введены персональные санкции. Эксперты утверждают, что в списке окажется не менее 400 физических лиц, тогда как количество «исследуемых», на которых в данный момент собирается информация, исчисляется тысячами.
Критерии отбора
Составлением списка «неблагонадежных» занимается администрация президента Дональда Трампа, при этом к сотрудничеству привлечены некоторые украинские, а также российские политики, например, например, бывший советник президента России Андрей Илларионов и политолог Андрей Пионтковский.
На текущий момент фамилии предполагаемых фигурантов списка не разглашаются, но уже обнародованы семь критериев, согласно которым отбираются кандидаты.
В первую очередь, определяются крупные российские бизнесмены, которые финансово причастны к «агрессии» Кремля в отношении Украины и к действиям России в Сирии. Несмотря на важность, угадать этих персонажей непросто: они люди избегают публичности. В этой группе могут оказаться самые неожиданные лица: например, бизнесмены, финансировавшие гуманитарные грузы в Донбасс, или участвующие в экономических проектах в Крыму.
Следующая группа – так называемый «круг Путина», ближайшие друзья и единомышленники президента. Тут более или менее понятно, о ком идет речь, однако большинство из них уже находятся под санкциями. На третьем месте – дети этих лиц, получившие высокие руководящие посты в России.
Четвёртое место, так называемые США, «кошельки» Путина: близкие друзья президента, которые не являются чиновниками, но владеют многомиллиардными оффшорными и просто зарубежными счетами, где якобы аккумулируются средства старшего товарища. Например, таковым на Западе считают «золотого» виолончелиста Сергея Ролдугина.
Пятая категория наверняка станет самой многочисленной: в неё войдут владельцы российских госпредприятий, якобы нажившие многомиллиардные состояния на незаконных экономических операциях благодаря близости к Кремлю.
К шестой группе относятся такие же крупные руководители, которые вдобавок занимают ведущие государственные посты. А к седьмой – номинальные руководители, менеджеры юридических лиц, принадлежащих олигархам.
В отдельную категорию не выделяются (скорее всего, готовится отдельный список) зарубежные компании, имеющие какие-либо интересы в российском бизнесе — им тоже грозят санкции.
Ведущие западные товаропроизводители уже начинают сворачивать свою деятельность в России. Так, например, с октября этого года концерн Volkswagen прекратил торговлю автомобилями и комплектующими в Крыму.
Паника среди олигархов
Олигархов в России много. Несмотря на то, что на слуху лишь с десяток всем известных фамилий, в списке Forbes числятся около двух сотен долларовых миллионеров из России. У многих за рубежом вполне легальный прибыльный бизнес, терять который из-за близких отношений с Родиной никак не хочется.
Зарубежные СМИ свидетельствуют о необычайном оживлении в Вашингтоне: десятки состоятельных россиян, имеющих активы или счета в США, буквально осаждают администрацию Белого Дома, пытаясь выяснить, рассматриваются ли их кандидатуры на включение в чёрный список.
Также отмечаются растущие стремления россиян перевести свои капиталы из американских банков в страны, не поддерживающие американскую политику, например, в Гонконг.
Поскольку санкции будут распространяться не только на самих олигархов, но и на членов их семей, резко возросло число неожиданных разводов в богатейших семьях мира. Причём эти разводы на редкость полюбовные, тихие и крайне закрытые для прессы.
Так, совсем недавно в статусе завидных холостяков оказались такие россияне, как Роман Абрамович и Олег Дерипаска. О том, что в отношении этих персон санкции будут введены, сомнений у экспертов нет.
Масла в огонь подлил недавний арест российского сенатора Сулеймана Керимова во Франции. Несмотря на то, что в отношении него выдвинуты весьма серьёзные обоснованные обвинения, очевидно, что раньше к российским богачам в Европе относились с большим почтением. Одно дело – арестовать счета или имущество, совсем другое – ограничение в свободе.
В этой связи особенно интересно, что с 1-го января в Великобритании вступает в силу Закон о криминальных финансах, который позволяет изымать любые активы, стоимостью выше 100 000 фунтов, в том случае, если его приобретение показалось подозрительным. Все указывает на то, что очень скоро этому примеру последуют не только страны Европы, но и Россия.
Дальний и ближний круги Путин
Друзья и товарищи российского президента давно вызывают раздражение у американских политиков. На данный момент персональные санкции введены в отношении хозяина Volga Group, совладельца «Стройтрансгаза» и «Сибура» Геннадия Тимченко, крупных бизнесменов Аркадия и Бориса Ротенбергов, главы совета директоров банка «Россия» Юрия Ковальчука, совладельца того же банка и предполагаемого свата Путина Николая Шамалова, главы «Роснефти» Игоря Сечина, бывшего главы РЖД Владимира Якунина, главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова.
Это, конечно, не все друзья президента.
Общеизвестно, что Владимир Путин довольно близок с министром обороны Сергеем Шойгу. В 2014-м году глава Министерства обороны уже попадал в предварительный санкционный список Евросоюза, однако был исключен. Да и какой смысл вводить санкции против главы Генштаба? Тем более, что в олигархических замашках Запад его до сих пор не уличил.
Сложнее ситуация с вице-премьером России Дмитрием Рогозиным. Он курирует военно-промышленный комплекс, в том числе Оборонзаказ и космические исследования. На взаимоотношения российских космонавтов и производителей космической техники с NASA санкции по решению конгресса США распространяться не могут.
С другой стороны, Рогозин курирует и «Ростех» с входящими в него концерном «Калашников», предприятиями «Уралвагонзавод», «Рособоронэкспорт», «МиГ», «Сухой», «Туполев», «Ижмаш», «Вертолеты России», которые уже находятся под санкциями. Кстати, в отношении руководителей данных предприятий санкции, скорее всего, скоро будут введены.
Также этим летом под санкциями оказались ФСБ России и Служба внешней разведки, что довольно странно, так как представители этих организаций обычно не спрашивают разрешения на свою деятельность у США. Соответственно, санкции могут распространить и на Патрушева с Бортниковым.
В целом называется довольно обширный круг российских руководителей, которым грозят февральские санкции. В порядке простого перечисления, это: член Совбеза и друг Путина Сергей Иванов, советник президента Сергей Глазьев, помощник президента Владислав Сурков, депутат Госдумы Алексей Пушков, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, миллиардер Алишер Усманов, глава Сбербанка Герман Греф, председатель Госдумы Вячеслав Володин, губернатор Тульской области Алексей Дюмин, совладелец «Сибура» и зять Путина Кирилл Шамалов, главком Нацгвардии Виктор Золотов, родственник Путина и его предполагаемый американцами «кошелек» Михаил Шеломов, бизнесмен и тоже якобы «кошелёк» Пётр Колбин.
Откуда санкции
Главной причиной для введения санкций американское руководство называет противоправные действия в отношении Украины. Но при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что проукраинская полемика американцев – всего лишь ширма, слегка прикрывающая истинные мотивы давления на российский бизнес и руководство страны.
Казалось бы, логично подвести под санкции все предприятия российского ВПК, чтобы нечем было с Украиной воевать. Но вывод упорно напрашивается другой: Россия сегодня прямой конкурент США в мировой торговле оружием. Весьма удобно потеснить конкурента, прикрываясь миротворческой миссией.
То же можно сказать и в отношении российских бизнесменов. Пропагандируя законность и порядок в коммерческих делах, США настраивают против российского президента не только его личное окружение, но и обширный круг российских коммерсантов.
Дальше – больше: если США введут санкции против западных компаний, торгующих с Россией, против правящего режима восстанут и лишенные импортных товаров среднестатистические россияне. Что как нельзя лучше отвечает интересами Соединенных Штатов.
Читайте наши статьи на Дзен