Что будет дальше с Каталонией?
Ситуация в испанской провинции Каталония обострилась до предела: после очередных выборов местный парламент на три четверти состоит из сторонников отделения от Испании. Как теперь поведут себя испанские власти? Решится ли премьер-министр Мариано Рахой на силовое вмешательство или будет искать мирные пути урегулирования политического кризиса?
Почему Каталония хочет отделиться
Испания состоит из 17 регионов, из них Каталония по праву считается одним из важнейших. Испания как государство началась именно отсюда. В IX веке в районе современной Барселоны осели остатки племен готов и аланов. Отсюда и название – Каталония. Остальная территория страны была заселена иберскими племенами, которых постепенно завоевали римляне. Так получились испанцы.
Каталонцы сильно отличаются от испанцев: у них свой язык и собственная культура. Совсем недавно, лишь в 1983 году Каталонии удалось отстоять право считать каталанский язык основным в области, до этого все обязаны были говорить по-испански. Теперь и преподавание в школах, и весь административный оборот, и даже уличные знаки – только на каталанском. С 2005 года правительство Испании официально разрешило каталонцам считаться нацией, до этого все они были просто испанцы. А в 2010 году опять запретили, и это вызвало немалое возмущение в регионе.
В культурном плане различия также заметны. Например, знаменитая коррида и танец фламенко – вовсе не отсюда. Напротив, на территории Каталонии с недавнего времени коррида запрещена. У каталонцев своя особая кухня, обусловленная близостью к Средиземному морю. Также у них особые музыкальные традиции.
Но главной причиной сепаратизма остается, конечно, недовольство испанским правительством, особенно в части распределения доходов. По мнению каталонцев, налогов в испанскую казну они платят намного больше, чем им возвращается из Мадрида в виде дотаций.
Почему Испания не хочет отпустить Каталонию
Прежде всего, отделение Каталонии запустит сепаратистские процессы в других регионах страны. Уже сейчас подобные идеи слышны в Стране Басков и в Валенсии. К тому же Каталония известна своим леворадикальным отношением к монархии, и ее отделение ставит под угрозу все государственное устройство страны.
Потеря Каталонии очень больно ударит по государственному карману. Сейчас Каталония приносит стране пятую часть всех доходов. Ежегодный финансовый оборот в регионе достигает 230 миллиардов евро, это больше, чем у Бельгии или Португалии.
В 2005 году, в период очередного сепаратистского обострения, испанское правительство пошло на уступки и освободило каталонцев от большей части налогов, оставив им только НДС и налог на прибыль. Это вызвало волну возмущения в других регионах страны, которые тоже хотели бы платить меньше. Поэтому в 2010 году налоги каталонцам вернули, что не могло не повлиять на и без того прохладные отношения между Барселоной и Мадридом.
Но Каталония – это не только доход для Испании, это еще и ее визитная карточка. Ежегодно солнечное побережье Коста Бравы посещают более 20 миллионов туристов, многие из которых отправляются смотреть остальную страну.
Невосполнимыми в случае отделения будут и культурные потери испанцев, ведь им придется смириться с утратой таких культурных брендов, как художник Сальвадор Дали, архитектор Антонио Гауди, оперная дива Монтсеррат Кабалье. И еще то, что беспокоит большинство испанцев, — как быть с футбольной сборной? Ведь футбольный клуб «Барселона» — это не просто национальная гордость, это почти религия для миллионов испанских фанатов.
Позиция Евросоюза
Сказать, что Евросоюзу отделение Каталонии не выгодно – ничего не сказать. Только пережив болезненный выход Великобритании из состава, в Брюсселе страшно опасаются сепаратизма. Если Каталония станет отдельным государством, ее примеру тут же последуют другие «горячие точки» — Фландрия в Бельгии, Корсика во Франции, Трансильвания в Румынии, Бавария в Германии, Падания в Италии… Евросоюз просто затрещит по швам.
Тем не менее, напрямую вмешиваться в конфликт Брюссель опасается, ограничиваясь вялыми угрозами, что в случае отделения Каталония не будет считаться частью Евросоюза. Но воодушевленных каталонцев это, похоже, пока мало беспокоит. Более того, именно в Брюсселе скрывается бывший глава Каталонии Карлос Пучдемон, которого власти Испании объявили государственным преступником. Шесть его коллег из бывшего каталонского правительства уже дожидаются его в мадридской тюрьме, однако Брюссель не выдает главного сепаратиста испанцам.
Выбор сделан. Что дальше?
В октябре в Каталонии прошел референдум, на котором за отделение от Испании проголосовало почти 90% из пришедших каталонцев. Премьер-министр Рахой незамедлительно объявил референдум незаконным, отправил в отставку каталонское правительство, несколько человек арестовал и начал охоту на Пучдемона. Но кризис все равно необходимо было разрешать, поэтому каталонцам позволили провести досрочные выборы в парламент.
Безусловно, Мадрид очень надеялся на то, что победу одержат сторонники единой Испании. Но этого не произошло: 70% мест в парламенте региона заняли сепаратисты. Теперь по закону народные избранники должны сформировать новое правительство, и с большой уверенностью можно сказать, что они опять выберут Пучдемона или кого-то из его соратников.
Как же поведет себя официальный Мадрид? Выходов из ситуации видится немного, а точнее, всего два.
Во-первых, Рахой согласится на переговоры. Это означает, что ему придется пойти на попятный и отменить непопулярные решения о статусе автономии, статусе каталонской нации, а также урегулировать налоговую проблему. Сделать это премьер-министру будет непросто, так как он уже зарекомендовал себя как жесткий политик и сторонник силового решения проблемы. Но в этом случае можно рассчитывать на то, что Каталония останется в составе Испании.
Второй вариант – силовой. Это печально, но именно к нему склонен Рахой и его соратники по партии. Разогнать протестующих, арестовать оппозиционных лидеров и ввести в Каталонии прямое управление – это тоже выход, хотя вряд ли на долгий период.
Таким образом, Испания, а вместе с ней и Евросоюз, могут получить свой Донбасс прямо в центре Европы. Пока же очередь за политическими решениями, от которых будет зависеть дальнейшая политическая ситуация в стране.
Читайте наши статьи на Дзен