Почему танкер с российским газом застрял в Атлантике
В начале января стало известно, что партия российского сжиженного газа, изначально принадлежавшая частной газовой компании «Новатэк» (проект «Ямал СПГ»), была доставлена в британский порт Isle of Grain танкером «Кристоф де Маржери» откуда её должны были доставить на танкере Gaselys французской компании Engie в американский Бостон. Интересно, что исходный владелец газа, компания «Новатэк», находится под американскими санкциями, а на газовом рынке США и Россия — конкуренты.
При этом США активно выходит на этот рынок со своим сланцевым газом. Сам факт поставки газа из России, пусть и путём неоднократных перепродаж уже необычен в подобных условиях.
Ещё в 2000-е годы «Газпром» пытался найти выход для своего газа на рынки США, но этим планам положила конец так называемая «сланцевая революция».
Экономические войны
Последующие экономические войны и политическое противостояние с США, санкции против российских компаний, ещё в большей степени сделали всякое торговое взаимодействие между компаниями событием нетривиальным.
История с российским газом, направляющимся в США, приобрела несколько сенсационный характер, после сообщений информационного агентства Bloomberg, о том, что французский танкер Gaselys с российским газом развернулся посреди Атлантического океана. Представители агентства сообщили о том, что танкер согласно новому курсу направляется в испанский порт Альхесирас.
Перекупка газа
Газ, который предполагался к доставке сначала в Британию, а затем уже был перекуплен для поставки в США, был добыт в рамках проекта «Ямал СПГ» с Южно-Тамбейского месторождения.
Сам проект принадлежит российской компании «Новатэк» на 50,1%, французской компании Total на 20% и «Фонду Шёлкового пути» на 9,9%. Ещё при отгрузке газа на танкер «Кристоф де Маржери» в ямальском порту Сабетта, его собственником стала малазийская компания Petronas. Вероятно, газ был несколько раз перепродан, так как конечным собственником оказалась компания Engie, у которой имеются собственные забронированные регазификационные мощности на терминале Бостона Everett, куда, в конечном счёте, и должен был быть доставлен газ.
Принадлежащий французской компании танкер Gaselys, встал на загрузку в Isle of Grain после ухода «Кристоф де Маржери». Издание «Коммерсант», ссылаясь на свои источники, подтвердило данные о том, что танкер французской компании, идущий в США, в порт Бостона загружен российским по происхождению газом. Причиной для дополнительных закупок «голубого топлива» в США стал снежный шторм. Именно экстремально холодная погода на восточном побережье штатов сделала оправданной доставку газа из Европы, так как цена топлива повысилась практически в два раза до 6,3 тысяч долларов за кубометр.
По следам сланцевой революции
Вопрос цены в данном случае имеет очень серьезное значение, ибо в нормальных, не экстремальных условиях больших холодов, при нормальной цене, доставка газа с такого большого расстояния не являлась рентабельной, да и американского сланцевого газа по все видимости хватало.
США после «сланцевой революции» взяли курс на то, чтобы стать одним из крупнейших экспортёров газа. Показательно, что груз с российским газом из британского порта, стал первой импортной партией «голубого топлива», которая должна прийти в порт Бостона с 2014 года.
Gaselys должен был оказаться в бостонском терминале Everett 22 января, однако на прошлой неделе по всем ведущим СМИ прошли сообщения о том, что танкер изменил свой курс, пройдя больше половины пути, и развернулся на испанский порт Альхесирас.
Однако, 22 января владелец судна компания Engie объявила, о том, что груз всё-таки достигнет Бостона 23 января, а задержка и разворот были вызваны плохими погодными условиями.
Итоги «эпопеи»
Судя по заявлениям аналитиков рынка, российский газ, какой бы компанией он ни доставлялся, не стал бы какой-либо серьёзной угрозой для американских планов по добыче собственного сланцевого газа и выходу на экспортные поставки.
Аномальные холода вызвали не только резкий рост потребления топлива, столь необходимого для неподготовленной к такому удару инфраструктуры штатов на Восточном побережье США, но и осложнили добычу самого американского сланцевого газа.
Большинство аналитиков отвергают какую-либо политическую подоплёку события. По их мнению, в нормальных условиях, при обилии американского газа, тем более в сложных условиях санкций против российских компаний (которых могут опасаться и некоторые партнеры русского бизнеса за рубежом), а главное при низких ценах на газ, доставка в США газа из России была и будет не рентабельной.
Особенности глобального рынка и сделки по перекупке газа, который возможно изначально предназначался лишь Европе, позволили в экстренных условиях холодов, получить дополнительную прибыль французской компании, доставляющей газ в Бостон, а американцам закрыть потребность в топливе.
Скорее всего, конечные собственники газа в лице французской компании могли задуматься о перспективах продажи газа по вновь упавшим ценам, что в совокупности с плохими погодными условиями, привело к задержке груза.
Возможно, если наблюдающиеся последние годы изменения климата продолжатся, поставки газа из России в США через цепочку посредников вновь станут актуальны. Как мы видим, схема такой поставки отработана: раз груз всё-таки дойдёт до Бостона, значит, никаких политических причин для его остановки в США не нашли.
Для российских экспортёров газа, в лице того же «Новатэка», история с танкером, в любом случае не пошла во вред, — доставка газа новым танкером «Кристоф де Маржери» с развивающегося проекта «Ямал СПГ» прошла успешно.
Читайте наши статьи на Дзен