Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-10-21 19:41:05
Ярослав Бутаков

Корсиканская вендетта: как кровный враг Наполеона служил русскому царю

Шарль Андре Поццо ди Борго (1764-1842), корсиканский дворянин, служил двум российским императорам – Александру I и Николаю I. Свою личную энергию он сконцентрировал на низвержении своего личного врага – Наполеона Бонапарта.

Независимая Корсика

Корсика со Средних веков была владением Генуэзской республики. Политическое развитие местной знати в век Просвещения привело её к идее независимости. В 1755 году влиятельные корсиканские роды свергли власть генуэзцев и провозгласили Корсиканскую республику. В 1768 году хитрые генуэзские банкиры выгодно продали ещё формально принадлежавшие им суверенные права на Корсику королю Франции Людовику XV. Французская военная экспедиция в мае следующего года разом покончила с независимостью острова.
Вождём войны за независимость был Паскуале Паоли, вокруг которого объединились многие знатные роды, несмотря на старую вражду. Семейства Поццо ди Борго и Буонапарте поддерживали Паоли. Отец Наполеона – Карло Буонапарте – служил адъютантом Паоли в войне против французов.
После поражения сторонников независимости Карло Буонапарте, как и Паоли, был вынужден эмигрировать. В это время его супруга Летиция как раз разрешилась вторым сыном – Наполеоном – от очередной беременности. Впрочем, очень скоро Буонапарте решил вернуться и покаяться перед новой властью. Его простили и даже назначили королевским комиссаром в родном Аяччо.
Шарль Андре Поццо ди Борго родился за пять лет до этих событий в Алате в окрестностях Аяччо. Семья Поццо ди Борго держалась отчуждённо от профранцузской знати и симпатизировала изгнаннику Паоли. Сам Шарль Андре получил высшее образование не во Франции, а в Тоскане – в Пизанском университете, как было принято тогда у многих корсиканских дворян. Кстати, в одно время с Поццо ди Борго в Пизе учился старший брат Наполеона – Джузеппе (Жозеф), на время ставший близким другом Шарля Андре.

Революция

Великая Французская революция вновь всколыхнула политическую жизнь Корсики. У многих воскресли старые надежды на независимость. Однако два десятилетия французской оккупации и ассимиляции не прошли даром. Немало влиятельных корсиканцев считало, что будущее их родины – в вечном союзе с Францией. Они возлагали большие надежды на революцию, на то, что она принесёт им права и свободы и позволит участвовать в управлении самой Францией.
Семейство Буонапарте занимало двойственную позицию. Карло умер в 1785 году, и Наполеон, хотя и стал офицером французской королевской армии, получив военное образование в учебных заведениях метрополии, в то время был приверженцем свободы Корсики. Однако возвратившийся из эмиграции Паоли очень холодно встретил попытки молодого офицера сблизиться с ним. Вероятно, Паоли не мог забыть и простить предательство своего адъютанта, отца Наполеона. На посланную ему Наполеоном на отзыв собственноручно написанную «Историю борьбы Корсики за независимость» Паскуале Паоли откликнулся язвительной репликой: «Историю пишут в более зрелые годы».
Уже через несколько лет Паоли, не без участия Наполеона, был вынужден эмигрировать уже навсегда. В эмиграции он мог наблюдать за стремительным возвышением к мировому господству того молодого офицера, чьей горячей приверженностью он когда-то весьма легкомысленно, несмотря на свои зрелые годы, пренебрёг. У Паоли, скончавшегося в 1807 году, было достаточно времени поразмыслить и пожалеть о своей ошибке.

Вражда

В 1791 году Поццо ди Борго был избран депутатом французского Законодательного собрания от Аяччо. Когда на следующий год в Париже свергли короля, Поццо ди Борго вернулся на родину, где Паоли, возглавлявший пока ещё французскую администрацию Корсики, назначил его своим главным помощником по гражданской части. По мере того, как революция во Франции приобретала всё более якобинский характер, Паоли и Поццо ди Борго вели дело к отделению Корсики.
Вскоре окончательно произошёл давно назревший разрыв Наполеона со сторонниками независимости. В январе 1793 года Конвент Французской республики решил организовать вторжение в Сардинское королевство. Паоли как губернатору Корсики поручалось его исполнение на месте, а подполковник Бонапарт командовал одним из отрядов этой экспедиции. Непосредственным его начальником был племянник Паоли – Пьетро Колонне-Чезари.
Экспедиция окончилась крахом, и Наполеон решил обвинить перед Конвентом своего начальника, а тем самым – и самого Паоли. Конвент прислал Паоли повестку на суд в Париж. Опасаясь оказаться на гильотине, Паоли провозгласил независимость Корсики под протекторатом Англии. Семейство Буонапарте (теперь уже Бонапартов) было вынуждено бежать на материк. Их дом был разграблен семейством Поццо ди Борго и его клиентами.
Спустя три года роли поменялись. Победоносный генерал республики Наполеон Бонапарт занял со своими войсками Северную Италию. Из Ливорно во главе экспедиционного отряда Наполеон в октябре 1796 года переправился на Корсику. Немногочисленный английский гарнизон капитулировал. Сепаратисты, и в их числе семейство Поццо ди Борго, бежали.

Месть и служба

Шарль Андре Поццо ди Борго обосновался сначала в Лондоне, потом перебрался в Вену. В 1804 году по рекомендации бывшего борца Польши за независимость, а теперь министра иностранных дел России Адама Чарторыжского, Поццо ди Борго поступил на службу к Александру I. Через всю жизнь Поццо ди Борго пронёс ненависть к Наполеону. Все свои усилия он приложил к тому, чтобы настраивать русского императора и его двор против Наполеона, ссорить с ним Россию. Борьба Европы с Наполеоном стала его личной местью.
В 1805-1807 гг. Поццо ди Борго был чрезвычайным послом России в Неаполе, Вене, Константинополе. Летом 1807 года Александр I внезапно круто изменил свою политику, заключив Тильзитский мир. Наполеон потребовал выдачи ему своего врага – Поццо ди Борго, и тому пришлось бежать в Лондон. Вернулся он в Россию только в 1812 году, когда явно обозначился разрыв Александра с Наполеоном и неизбежность новой войны.
Во время неё Поццо ди Борго исполнил ряд важных дипломатических поручений царя по созданию новой антинаполеоновской коалиции. Самым главным его достижением стало привлечение к ней шведского принца Бернадотта, бывшего маршала Наполеона.
Весной 1814 года Поццо ди Борго побудил Александра I решить исход войны быстрым движением на Париж: «Нужно стремиться кончить войну не военным способом, а политическим, – сказал он царю. – Коснитесь Парижа только пальцем, и колосс Наполеона будет низвергнут. Вы этим сломаете его меч, который не в состоянии вырвать у него».
После низвержения Наполеона Поццо ди Борго более 20 лет служил послом России во Франции, поставив рекорд длительности пребывания на этом посту. Он дослужился до чина генерала от инфантерии. Последней его службой была должность посла России в Англии. Умер он в Париже в возрасте 77 лет.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: