“За вороток”: как боролись в русских деревнях
Кулачный бой для русского человека — не просто опасное увеселение или следствие природной тяги к насилию, а серьёзная часть традиционной культуры. О различных поединках мы знаем как из песен и былин, так и из рассказов деревенских старожилов.
По особому случаю
Широкими гуляниями и широкими стычками молодёжи славились крупные праздники, особенно, Масленица и святки. Этот обычай оказался настолько живуч и дорог народу, что попал даже на советские киноплёнки, а ведь первые упоминания о нём известны из трудов летописца Нестора.
Учёные полагают, что такой отпечаток на сознание людей накладывают мифологические мотивы сражения времён года между собой. Нужно во что бы то ни стало взять “снежный городок”, разрушив стену зимы, дать дорогу весне.
Коллективная драка опасна своей неуправляемостью, хотя, в стеношном бою и был у каждой стороны свой “атаман”. Предводителя полагалось слушаться, ведь выбирали его из самых опытных кулачных бойцов.
Не разрешалось бить лежачих и класть в рукавицы предметы, которые могли сделать удар тяжелее, но, стараясь вытеснить друг друга с площадки, люди всё равно нередко получали серьёзные травмы, дело иногда доходило до убийств.
В бою “стенка на стенку” было принято держаться одной линией, но существовала и такая практика массовой драки, когда каждый был сам за себя и сцеплялся с любым, кто попадал под горячую руку.
Интересны также битвы между ватагами ряженых колядовщиков. Обходя дома с песнями и добрыми пожеланиями, стайки молодёжи собирали продукты для своего праздничного стола, нередко им удавалось силой отбивать друг у друга мешки с угощениями.
Поломаться и подраться
Поиск поединщика без какой-либо великой цели — обычная практика как для былинного богатыря, так и для крестьянина. Уверенность в своей силе и боевых навыках была полезна в суровом быту прошлых веков, когда любой мужчина мог подвергнуться нападению на торговом тракте, в городской подворотне, и наконец, мог быть призван на войну.
Кроме того, нужно было доказать, что своя деревня сильнее чужой, нормальным было даже противостояние разных концов одного селения.
Достойным обрамлением малочисленных и парных поединков были специальные припевки, и мелодии “под драку”. Хулиганские куплеты сочинялись за тем, чтобы раззадорить не только самих сражающихся, но и публику, которая собиралась поглазеть на драку.
Противники плясали под наигрыш гусляра или гармониста, задирая друг друга, называлось это “ломанием”. Затем пляска перерастала в схватку, где, как правило, били “до первой крови” или до того момента, как прекратится музыка.
На стыке игры и боя находится состязание в технике “удар на удар”, когда били по очереди, и важно было не только уметь хорошо атаковать, но и выдерживать чужой натиск. При этом бить можно было по голове, рёбрам, в солнечное сплетение, но уклоняться — ни в коем случае.
Сельская борьба
Помимо кулачного боя в русских деревнях существовала и борьба. Самый известный её вид назывался “за вороток”.
Противники держали друг друга за ворот одежды, пытаясь повалить на землю, при этом можно было помогать себе ударами ног и свободной руки.
Также на Урале и в Сибири бытовала “борьба на опоясках”, предположительно позаимствованная у тюркских народов, но хорошо прижившаяся. Здесь уже один хватал другого за перекинутую через плечо наискось и завязанную на талии полоску ткани, ремень или пояс, старались выполнить бросок так, чтобы противник упал “на лопатки”, “на четыре кости” или как-либо ещё, согласно уговору.
Навыки, полученные в таком состязании позволяли выбрасывать из сёдел вражеских всадников.
Кулачный бой всегда был и остаётся верным способом испытать себя и узнать противника поближе. За века он утерял ритуальное значение, оброс разумными правилами и утвердился как боевое искусство, содержащее в себе разные виды состязаний.
Читайте наши статьи на Дзен