Почему европейцы считали черкешенок идеалом красоты
Потрясающее обаяние девушек и женщин черкесов описано десятками иностранных путешественников, военных и политических деятелей, посещавших Кавказ на протяжении нескольких веков. Все они были очарованы красотой черкешенок.
Самые лучшие наложницы
Одно из самых первых упоминаний о черкешенках как об идеале женщины связано с Османской империей – есть множество средневековых литературных источников, позиционирующих их как лучших наложниц в гаремах. Считается, что один из детей основателя династии Медичи родился именно от черкешенки-рабыни. Большинство жен нескольких османских султанов были этническими черкешенками, принявшими ислам.
Что говорил Вольтер и другие знаменитости
С начала XVII века о красоте и обаянии черкешенок высказывались десятки видных общественных, литературных и политических деятелей, которые когда-либо посещали Северный Кавказ или же сталкивались с этими девушками (женщинами) в своих странах. Вольтер писал, что черкешенок очень почитают турецкие вельможи за их пылкость в любви и грациозность в танцах.
О невольницах-черкешенках писал в своем «Дон Жуане» лорд Байрон. Немецкий теоретик права XVIII века Густав Гюго отмечал, что в качестве рабынь они предпочтительнее остальных по красоте и изяществу, за что был даже публично поругаем Карлом Марксом, усмотревшем в таком комплименте оправдание рабства.
Отчего их так ценили
По мнению американского писателя, путешественника и дипломата Баярда Тейлора, у черкешенок нет конкуренток по части женского обаяния, потому что они сохранили свою чистоту и целомудренность в горных селениях, вдали от цивилизации. Отменные внешние данные и физическое здоровье, по мнению историков, связаны с генами – среди горцев очень много долгожителей.
Как считала английская писательница, социолог и одна из наиболее известных феминисток XIX века Гарриет Мартино, черкешенки в египетских гаремах были лучшими матерями, от них рождались самые здоровые, физически развитые дети. По мнению Мартино, если бы не эти кавказские женщины-рабыни, «Египет был бы обречен»: феминистка полагала, что черкешенки улучшили генофонд нации.
Дальний родственник поэта Валерия Брюсова, военный деятель и писатель мемуарист шотландско-прусского происхождения Петер (Питер) Генри Брус (Брюс) в начале XVIII века писал, что черкешенки на иноземцев производят потрясающее впечатление не только и не столько внешней красотой – они умны и умеют поддержать непринужденный разговор, что делает их желанными практически с первых минут общения.
Путешественники, посещавшие Северный Кавказ, щедры на описания внешности этих девушек и женщин, при этом они приводят самые разные метафоры и сравнительные обороты – голландец Ян Янус Стрейс (XVII век) для создания совершенного образа черкешенки предлагал скрестить лилию и розу, немец Карл Кох (XIX век), считавший этих кавказских женщин воплощенным идеалом красоты, подробно останавливался на деталях – от восхищения изяществом черт лица до превозношения статности фигуры.
Интересно мнение по поводу генетической состоятельности черкешенок, высказанное Чарльзом Дарвиным, ссылающимся на впечатления путешественника Чардина – тот отмечал «крайнюю облагороженность» персов в связи с их частыми браками, заключаемыми с грузинками и черкешенками: в Персии практически каждый знатный человек считал за честь взять в жены представительницу этих наций.
Великий теоретик русской театральной школы Василий Немирович-Данченко подтверждал, что «капля крови черкешенки способна очистить целое поколение»: как он отмечал, еще представители древней цивилизации Анатолии (археологические раскопки в районе Антальи свидетельствуют, что эта цивилизация появилась еще в доисторические времена) гордились наличием в их роду черкешенок.