Кто из классиков русской литературы был самым богатым
«Не продается вдохновенье,/ Но можно рукопись продать», – писал А.С. Пушкин, ставший первым среди русских классиков, кормившимся за счет своей музы. Однако «трудами праведными нажить палаты каменные» всегда было непросто. Безбедную жизнь дворянам, как правило, обеспечивали родовые поместья и богатое наследство. Вдохновенные же служители пера, пытавшиеся извлечь прибыль из занятия литературой, нередко еле сводили концы с концами.
Бедность не порок
Несмотря на чрезвычайную творческую плодовитость, тот же Александр Сергеевич был вечно не при деньгах. Скончавшись после роковой дуэли, Пушкин не оставил вдове и детям ничего, кроме долгов в 140 тысяч рублей – по тем временам сумма баснословная! Эти долги были покрыты лично императором Николаем I, также по его распоряжению семье Пушкина был назначен пенсион, а собрание сочинений поэта, принесшее его семейству единовременную выплату в 10 тысяч рублей, было издано за государственный счет.
Впрочем, за литературные труды Пушкину платили не так уж плохо: если первый гонорар за «Руслана и Людмилу» составлял 1500 рублей, то «Повести Ивана Петровича Белкина» издатели оценили уже в 5 тысяч, «Бориса Годунова» а 10 тысяч, «Евгения Онегина» – в 12 тысяч. Кроме того, у Пушкина было чиновничье жалованье и скромные доходы с имений, а в 1831 году за литературные заслуги император назначил ему 5 тысяч рублей ежегодно. В качестве примера, арендовать на год одноэтажный деревянный особняк в центре Москвы стоило 2 тысячи рублей, обучение двоих детей в пансионате – 4 тысячи, а десяток шелковых платьев для жены или 20 модных батистовых рубашек обошлись бы Александру Сергеевичу в тысячу рублей. Бедность Пушкина объяснялась расточительностью, необходимостью жить в «доходных домах» и игрой в карты.
Страсть к азартным играм вечно губила и Достоевского. Федор Михайлович был гол, как сокол: в наследство ему досталась доля разорившегося поместья, за которую удалось выручить всего тысячу рублей серебром. «Так как я всегда нуждаюсь в деньгах чрезвычайно и живу одной только работой, то всегда почти принужден был, всю жизнь, везде, где ни работал, брать деньги вперед», – сетовал классик. Привычка брать авансы не раз играла с Достоевским злую шутку. Так, например, он писал, что вынужден все время посвятить работе, которую редактор «Отечественных записок» А. А. Краевский оценил в 50 рублей за печатный лист, и отказываться от новых предложений в 250-300 рублей. Для примера, за роман «Идиот» «Русский Вестник» заплатил Достоевскому около 7 тысяч рублей, что составляло порядка 166 рублей за печатный лист.
Писатели побогаче
Конечно, не все русские классики были бедны. Но объяснялось это, прежде всего, обеспеченностью их семей. К таким писателям относился, например, Н. В. Гоголь, имевший стабильный средний доход, богатый помещик И. С. Тургенев и И. А. Гончаров, происходивший из богатой купеческой семьи. Достоевский жаловался в письме Н.Н. Страхову: «Ты пишешь мне беспрерывно такие известия, что Гончаров, например, взял 7,000 рублей за свой роман, а Тургеневу за его «Дворянское гнездо» сам Катков давал 4,000 рублей, т. е. по 400 рублей за лист. Друг мой! Я очень хорошо знаю, что я пишу хуже Тургенева, но ведь не слишком же хуже, и наконец я надеюсь написать совсем не хуже. За что же я-то, с моими нуждами, беру только 100 рублей, а Тургенев, у которого 2,000 душ, по 400 руб. От бедности я принужден торопиться и писать для денег, следовательно, непременно портить». Впрочем, того же Тургенева гонорары особо не волновали: он был убежден, что подлинный художник не может заниматься материальными вопросами.
Самый богатый из классиков
Пальма первенства среди самых богатых и знатных русских писателей принадлежала графу Льву Толстому. Получив в наследство 1,47 тысяч десятин земли, 330 душ мужского пола и 4 тысячи рублей серебром в придачу, он, как Пушкин и Достоевский, поначалу увлекся игрой и рисковал пустить прахом даже такое внушительное состояние. Однако Лев Николаевич вовремя взялся за ум и всего за несколько лет преумножил потрепанное долгами родительское наследство вшестеро. Научившись извлекать не снившуюся другим литераторам выгоду из своего разраставшегося помещичьего хозяйства, Толстой заткнул за пояс всю писательскую братию и по уровню гонораров. Поистине, деньги прилипают к деньгам: так, например, за «Войну и мир» предприимчивый Лев Николаевич вышиб из «Русского вестника» по 500 рублей за печатный лист, обойдя Достоевского в 2-2,5 раза. За «Анну Каренину» гонорар составил 20 тысяч рублей, за роман «Воскресение» – около 22 тысяч. Для сравнения, дом в Москве тогда стоил 12 тысяч рублей, дубовая роща в Рязани 5 тысяч, соболий палантин – 400 рублей.
Читайте наши статьи на Дзен