Благодатный огонь: в каких случаях он «не спускался»
Есть несколько версий по поводу того, сколько раз Благодатный огонь не возгорался, а также предположений о том, чудо ли это вообще.
Четыре или один
Украинский епископ Виктор (в миру Владимир Коцаба), неоднократно присутствовавший в Иерусалиме при схождении Благодатного огня, утверждает, что в истории был всего один случай, когда данное чудо в Храме Гроба Господня, несмотря на молитвы, не произошло — это было в 1579 году. По словам епископа, в тот год православных священников вывели из Храма — Пасху в нем отмечали служители и верующие только Армянской Церкви. Армянский патриарх молился о схождении огня почти сутки, но чуда не случилось.
Все это время православные священники возносили молитвы о благодати у стен Храма. И, согласно преданиям, просьбы о ниспослании Благодатного огня были услышаны — ударивший с неба луч попал в колонну Храма (она сохранилась до наших дней), рассек ее, одна из искр воспламенила свечу православного Патриарха Софрония IV. От свечи Софрония получили огонь и другие православные верующие.
По утверждению английского историка Стивена Рансимена, были еще два случая, когда Благодатный огонь не сходил — в 1101 году и в период правления Иерусалимом Британии (первая половина ХХ века, точной даты Рансимен не назвал). В первом случае причиной непоявления Благодатного огня называется ущемление прав восточных христиан, которых не пустили в Храм Гроба Господня. Во втором случае речь шла о препятствовании совершению верующими арабами ритуальных танцев при схождении огня. Благодатный огонь сошел только когда «дикарские» пляски все-таки разрешили.
Писатель Юрий Воробьевский в книге «Орден Иуды» приводит сведения о четвертом случае, когда Благодатный огонь не снизошел — в 1923 году (тогда расстреляли Патриарха РПЦ Тихона).
Что будет, если Благодатный огонь не сойдет
Епископ Виктор подтверждает, что наиболее популярно предание о скором наступлении конца света, если Благодатный огонь не сойдет. Епископ Кременчугский и Лубенский Николай дополняет: по преданиям, необходимо три условия для того, чтобы утверждать о грядущем светопреставлении — нахождение Ноева ковчега, засыхание Маврийского дуба и собственно отсутствие Благодатного огня в Великую Субботу.
Тайна или нет
О том, является ли схождение Благодатного огня чудом, давно ведется полемика. Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что этот процесс — тайна, которую не стоит стремиться постичь, ее нужно воспринимать как данность, милость Божию.
Диакон Андрей Кураев* спровоцировал скандал своим «переводом» слов Патриарха Иерусалимского Феофила III, который якобы заявил, что схождение Благодатного огня — процесс рукотворный, это всего лишь часть церковной церемонии, никакого самовозгорания на самом деле нет. С резкой критикой высказывания Кураева* выступил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, возглавляющий фонд Андрея Первозванного, заявившего, что диакон по-своему интерпретировал слова Патриарха Феофила. В свою очередь, Кураев* сослался на личное мнение, которое расходится с официальной позицией иерархов РПЦ.
*-признан иноагентом на территории РФ
Читайте наши статьи на Дзен