Чем грозит Испании отсоединение Каталонии
Испания состоит из 17 регионов, из них Каталония по праву считается одним из важнейших. Испания как государство началась именно отсюда. В IX веке в районе современной Барселоны осели остатки племен готов и аланов. Отсюда и название – Каталония. Остальная территория страны была заселена иберскими племенами, которых постепенно завоевали римляне. Так получились испанцы.
Каталонцы сильно отличаются от испанцев: у них свой язык и собственная культура. Совсем недавно, лишь в 1983 году Каталонии удалось отстоять право считать каталанский язык основным в области, до этого все обязаны были говорить по-испански. Теперь и преподавание в школах, и весь административный оборот, и даже уличные знаки – только на каталанском. С 2005 года правительство Испании официально разрешило каталонцам считаться нацией, до этого все они были просто испанцы. А в 2010 году опять запретили, и это вызвало немалое возмущение в регионе.
В культурном плане различия также заметны. Например, знаменитая коррида и танец фламенко – вовсе не отсюда. Напротив, на территории Каталонии с недавнего времени коррида запрещена. У каталонцев своя особая кухня, обусловленная близостью к Средиземному морю. Также у них особые музыкальные традиции.
Но главной причиной сепаратизма остается, конечно, недовольство испанским правительством, особенно в части распределения доходов. По мнению каталонцев, налогов в испанскую казну они платят намного больше, чем им возвращается из Мадрида в виде дотаций.
Почему Испания не хочет отпустить Каталонию
Прежде всего, отделение Каталонии запустит сепаратистские процессы в других регионах страны. Уже сейчас подобные идеи слышны в Стране Басков и в Валенсии. К тому же Каталония известна своим леворадикальным отношением к монархии, и ее отделение ставит под угрозу все государственное устройство страны.
Потеря Каталонии очень больно ударит по государственному карману. Сейчас Каталония приносит стране пятую часть всех доходов. Ежегодный финансовый оборот в регионе достигает €230 млрд, это больше, чем у Бельгии или Португалии.
В 2005 году, в период очередного сепаратистского обострения, испанское правительство пошло на уступки и освободило каталонцев от большей части налогов, оставив им только НДС и налог на прибыль. Это вызвало волну возмущения в других регионах страны, которые тоже хотели бы платить меньше. Поэтому в 2010 году налоги каталонцам вернули, что не могло не повлиять на и без того прохладные отношения между Барселоной и Мадридом.
Но Каталония – это не только доход для Испании, это еще и ее визитная карточка. Ежегодно солнечное побережье Коста Бравы посещают более 20 млн туристов, многие из которых отправляются смотреть остальную страну.
В октябре 2017 года в Каталонии прошел референдум, на котором за отделение от Испании проголосовало почти 90% из пришедших каталонцев. Премьер-министр Рахой незамедлительно объявил референдум незаконным, отправил в отставку каталонское правительство.
Невосполнимыми в случае отделения будут и культурные потери испанцев, ведь им придется смириться с утратой таких культурных брендов, как художник Сальвадор Дали, архитектор Антонио Гауди, оперная дива Монтсеррат Кабалье. И еще то, что беспокоит большинство испанцев, — как быть с футбольной сборной? Ведь футбольный клуб «Барселона» — это не просто национальная гордость, это почти религия для миллионов испанских фанатов.
Сказать, что Евросоюзу отделение Каталонии не выгодно – ничего не сказать. Только пережив болезненный выход Великобритании из состава, в Брюсселе страшно опасаются сепаратизма. Если Каталония станет отдельным государством, ее примеру тут же последуют другие «горячие точки» — Фландрия в Бельгии, Корсика во Франции, Трансильвания в Румынии, Бавария в Германии, Падания в Италии. Евросоюз просто затрещит по швам.
Напрямую вмешиваться в конфликт Брюссель опасается, ограничиваясь вялыми угрозами, что в случае отделения Каталония не будет считаться частью Евросоюза.
Читайте наши статьи на Дзен