Пихтинские голендры: почему у этого народа немецкие имена, польские молитвы, сибирский характер
Уникальная сибирская народность пихтинские голендры – это люди с немецкими именами и фамилиями, которые до сих пор исповедуют лютеранство, молятся на польском языке и являют собой пример стойких сибиряков, способных выжить в суровых условиях тайги.
Образ их жизни уникален – на их бывшей родине, в Голландии, он уже утрачен и остался только в воспоминаниях старожилов и в виде музейных экспонатов. Этнограф из Германии, Эдвард Бютов, посещавший Иркутскую область в 2004 году и увидевший, как в далекой Сибири переселенцы сохранили уклад жизни его предков, был поражен этим так сильно, что едва сдерживал слезы. «В музее есть много экспонатов, по которым можно увидеть, как жили люди раньше, а здесь, в Иркутской области, это можно увидеть воочию! Здесь до сих пор так живут», – взволнованно рассказывал он журналистам.
Кто такие голендры?
Живут пихтинские голендры в отдаленных селениях Заларинского района Иркутской области – в деревнях Участок Пихтинский, Среднепихтенское и Дагник, которые находятся в 350 километрах от столицы Приангарья. Это если по дорогам общего пользования. По прямой, через тайгу – «всего-то» 210 километров.
Впрочем, сами голендры называют свои селения по другому: Замустече, Новына и Дахны, и считают, что само название «голендры», вероятно, происходит от немецкого слова Holländer, что означает – «голландец», то есть скорее всего, голендры – потомки голландцев. Сами они верят, что в XVI веке жили в Европе и, возможно, были сектантами-протестантами, поэтому были вынуждены покинуть родные места из-за гонений и нашли прибежище в Речи Посполитой, где переняли некоторые обычаи и польский язык.
Этнограф из Иркутска, Наталья Галеткина, отыскала в архивах середины XVII века имена колонистов с Буга и среди них оказались фамилии пихтинских голендров. То есть во время Столыпинской реформы 1911 года голендры переехали в Сибирь осваивать новые земли. Согласно преданиям, первыми в Сибирь отправились ходоки. Они оценили богатство края, выбрали земли и вернулись на реку Буг сообщить оставшимся, что в Сибирь ехать можно.
Всего в путь отправилось 14 семей. Однако по прибытии в Иркутскую губернию оказалось, что облюбованные ходоками земли уже заняты шустрыми белорусами и голендрам пришлось уйти на участки земли, расположенные в глубине тайги. От знаменитого Кандального тракта до их деревень – около 100 километров. Возможно, именно поэтому голендры сумели сохранить свою уникальную культуру.
Сами голендры характеризуют себя так: «Мы не…». Они точно знают, что они не немцы, не украинцы, не поляки, не русские и не белорусы.
Как сообщали журналисты «Радио России» в программе «Российские голландцы из Сибири» в 2015 году, голендры за сто лет умудрились впитать в себя культуру других народов, и теперь их можно характеризовать так: фамилии немецкие, имена русские или польские, молятся и поют по-польски, а свой родной язык, который представляет собой смесь из украинских, польских и белорусских слов именуют «хохляцким».
Вместе со страной прошли через все
Пихтинские голендры, как и другие народы, испытали на себе раскулачивание, репрессии, а в годы войны почти все прошли через Трудовую армию, куда забирали всех мужчин, мальчиков с 15 лет и женщин, чьи дети достигали возраста трех лет. Вплоть до 1955 года пихтинские голендры валили лес и строили лагеря в Красноярском крае, под Пермью и в УсольЛаге. Уцелевшие рассказывали односельчанам, что самые жуткие унижения терпели не от работников НКВД, а от военнопленных немцев и немцев Поволжья, которые считали их ниже себя, так как голендры не знали немецкого, – об этом в статье «Пихтинские голендры» пишет Александр Сорин.
Вплоть до 1960-х годов голендры выходили замуж и женились лишь на своих. Но после того, как в селениях стали появляться наследственные болезни, пришлось брать жён со стороны. В конце XX века молодежь стала уезжать в города. Сейчас в деревнях живет около трехсот поселенцев, а всего в Иркутской области голендр около 2 тыс. человек.
Живут, хлеб жуют
По сообщению Эдварда Бютова, в деревнях голедров распространены фамилии Гильдебрант, Зелент, Гинеборг, Кунц, Гимборг, Людвиг, женщины носят имена Альбина, Нэлли, Елена, Наталья, мужчины – Иваны, Рудольфы, Адольфы, Густавы.
Сами голендры живут в столетних, добротных домах натуральным хозяйством, пожилые женщины до сих пор не забыли искусство прядения и ткачества. Старики вяжут варежки и носки на продажу, плетут корзины.
Дома голендры строят из половинок бревен без гвоздей – абсолютно все, даже задвижки и ручки, сделано из дерева. Чтобы не замерзнуть зимой, обмазывают дома глиной, а сверху снова обшивают деревом. Особенностью домов является то, что все постройки – дом, конюшни, сараи и ток находятся под одной крышей. Жилая часть дома выбелена.
Одежда женщин до сих пор напоминает традиционную одежду голландцев. Селянки носят пестрые юбки, белые блузки, а в праздничные дни надевают кружевные чепцы.
Свадьбу гуляют три дня, столы украшают рогачами – березовыми ветвями с разноцветными бумажками, пекут караваи. На свадебный стол обязательно ставят сливочное масло, холодец, борщ, пшенную кашу на молоке и пирожки. Любят готовить вареники с разными начинками, отварные драники – картофлянки, драники фушер, васильный борщ, домашнюю колбасу, шпик, горилку.
Во время бракосочетания порядок наводят бичами, рукоятки которых сделаны из козлиных ножек. Существует обряд «прибивания чепца», аналогичный европейскому: во время свадьбы лавку, на которой сидят молодые, стараются приподнять в воздух, считается, что это закрепляет женский чепец на голове молодой жены.
В каждой избе есть «ксенжки» – книги XIX века с польским текстом, набранные готическим шрифтом. В основном, это Библия, молитвенники, проповеди лютеранина Самуила Домбровского. Псалмы и молитвы голендры читают по книгам, но Рождество и Пасху отмечают по православному церковному календарю.
Читайте наши статьи на Дзен