Поднятый гастротуризм
Из-за советских гастрономов с гастритами это слово, возможно, не очень привлекательно для русских, а каких-то 30 лет назад гастротуристами были набиты электрички Рязань — Москва. Но именно это направление во многих странах позволяет поддерживать традиционное фермерство и уникальную кухню, так что и нам этого не избежать.
Начиная с майских праздников и до самой глубокой осени россияне готовы каждый выходной стоять в пробках на выезде из крупных городов, чтобы попасть на природу и там поесть мяса с овощами с грядки. Это ли не 100% предпосылка успеха гастротуризма? Попробуем разобраться, как тут надо правильно действовать.
Гастротуризм per se существует скорее как исключение. Обычно он развивается вкупе с другим направлением – экотуризмом, агротуризмом, энотуризмом, историческим туризмом. Все указанные сочетания в России вполне перспективны, и есть успешные проекты, из которых мы предлагаем подборку, полезную и для путешественника, и для предпринимателя.
Город Мышкин. Ресторан «Мышеловка»
Этот красивый идеально провинциальный и ухоженный город на сто процентов заслуживает короткого посещения: знаменитый и простой музей Мыши, за которым там появилось еще несколько интересных полу-музеев, полу-лавок старья: музей крестьянина, купца, рыбака, водки и пр.
Отличным приложением к музейной программе является ресторан «Мышеловка», открытый при гостинице «Кошкин дом». Сюда туристы едут из многих окрестных мест, даже в более крупном и развитом Угличе сопоставимого по качеству ресторана нет. Хотя казалось бы, чего проще? Собрано все лучшее местное: угличские сыры, волжская рыба, продукты приусадебных хозяйств, грибы, ягоды, настойки – и получился один из самых популярных ресторанов верхней Волги.
Город Коломна. Музей пастилы, Музей «Калачная»
Один из наиболее успешных новых музейных проектов «Музей коломенской пастилы» развивается и расширяется, получив Потанинский грант. Получив, признаем, не зря и не случайно. Тысячи туристов, может быть, и не приехали бы в древнюю и богатейшую историей Коломну, если бы там нельзя было попробовать и купить уникальный по вкусу и технологии деликатес. О популярности музейного бренда свидетельствует хотя бы то, что по Москве сейчас открываются киоски с полу-пиратским названием «Коломенская пастила», торгующие тем, что даже отдаленно не напоминает настоящий продукт, воспроизведенный по старинным рецептам. Успех требует развития, поэтому в этом году открылся музей «Калачная», где можно отведать и даже изготовить настоящий русский калач, а в мае открывается музей Коломенской деньги, где одним из главных сувениров будет пряник с изображением чеканки старых монет.
И вот о других планах рассказывает руководитель проекта «Музейный квартал» Наталья Никитина.
«Мы планируем, помимо музеев, сделать еще свои музейные гостиницы с историческими интерьерами, сделать свое кафе и ресторан. Потому что у нас есть хорошая практика, вот я еще, опять же, говорю, что мы ничего не делаем просто так, люди приходят в музей и говорят: «А мы хотим в такой кроватке остаться переночевать, а где нам так остаться?» Люди хотят атмосферы, каких-то переживаний таких, которые нигде не получат. И так же с едой. У нас есть такая программа «Литературная кухня», где мы за основу взяли книгу князя Одоевского, которая была издана в 1840-м году, она называется «Лекции доктора Пуфа». И эти лекции князя Одоевского использовали для своих таких театральных зарисовок, которые заканчиваются поеданием, ну, если взять то, что у нас есть телячья эпиграмма, вот театральная зарисовка заканчивается поеданием телячьих котлет по рецепту князя Одоевского. Вот чего здесь больше – кухни, истории или театра? Всё в равных долях, в общем, присутствует. И людям очень нравится. Как только появится здание, которое мне нужно для этого, в аренду нам если дадут его, то мы сделаем такую ресторацию XIX века с театром. И это, кстати, было вообще развито, театр «Модерн» это называлось в начале XX века, когда собирались все вообще эстрадные искусства вот в эти питейные и в ресторанные заведения. У нас будет и ресторан, у нас будет и гостиница, и еще будут музеи».
Астраханская область. Притоки Нижней Волги.
Ахтуба и другие притоки и разветвления нижней Волги – издавна одно из наиболее популярных мест для рыбалки. Настоящие рыбаки, конечно, обходятся турами на собственном джипе со своим снаряжением, но там активно развиваются и базы отдыха, ориентированные на более «пляжно» настроенных туристов с женами и детьми, которым интересно и порыбачить, и поохотиться и при этом жить в комфортных условиях. Естественно, все такие базы предлагают услуги по приготовлению трофеев – и рыбы, и дичи. И предоставляют набор астраханских деликатесов, включая черную икру.
Кубанское виноделие. Анапская долина.
Винный туризм в Краснодарском крае весьма активно развивается. Кроме всем известных заводов «Мысхако», «Абрау-Дюрсо», «Фанагория», «Шато Ле Гран Восток» интересно это развитие гаражным движением, которое объединило мелких производителей интересного вина. Сейчас на базе сообщества гаражистов создается кооператив, который 24 мая приступит к строительству первой в России Винной деревни на западной части Гостагаевского плато Анапской долины.
Главный идеолог гаражного движения Геннадий Опарин, который уже давно принимает туристов на своей винной усадьбе «Семигорье» недалеко от Анапы и Новороссийска, рассказывает о проекте:
«Кооператив виноделов может быть весьма перспективным проектом. Например, в ЮАР, кооператив КВВ является самым крупным и импортером и производителем, а в Бразилии тоже крупнейший производитель – кооператив «Аврора». Чтобы войти в долю винной деревни, достаточно 200-300 тысяч, 100 тысяч рублей стоит один гектар. Мы взяли в аренду 200 гектаров с видом на начало Кавказского хребта и море. Участок разделен на 22 маленьких участка. Сейчас мы выбиваем прокладку дороги, сначала будет отщебененная. Каждый член кооператива будет иметь подключение к электричеству, а внизу у нас есть зеркальное озеро – то есть, достаточно воды. Далее: в течение 3 лет каждый должен заложить виноградник. Производитель сможет разбить виноградник и построить шале, погреб, гостевой дом, все будет строиться в одном архитектурном стиле, так как главная цель для нас – туризм. Прибыль мы планируем получать, в основном, от туризма, хотя на третий-пятый год планируем развить предприятие по переработке оставшегося винограда, и будем продавать вино под единым брендом. Мы хотим наше движение сделать масштабным, патриотичным, направленным на импортозамещение».
Фермерские хозяйства. Владимирская область.
Агротуристический комплекс «Богдарня» основал выходец из Великобритании Джон Кописки с русской женой. Расположена ферма в Петушинском районе, у реки Клязьмы. Иностранец хорошо развернулся, использует разные передовые технологии, взял на разведение пропадавших было владимирских тяжеловозов, разводит скотину биологически правильным образом. Этими умениями фермер делится, притом, без излишней жадности. Для детей проводит курсы популяризации работы в сельском хозяйстве. Для взрослых – семинары о том, как правильно создать свое хозяйство.
А для тех, кто любит деревенскую кухню, есть гастротуры на ферму: в одном из них сам владелец фермы учит делать стейк из высококачественной говядины, а в другом показывают современное производство сыра. Можно и совместить одно с другим, и пожить на ферме подольше. Естественно, все с дегустациями и обедами.