Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-08-15 14:30:53
Ирина Трубецкая

Десять негритят

Ирина Трубецкая из Всероссийского общества охраны памятников составила для нас список из 10 разрушающихся усадеб Московской области. На самом деле подобных объектов гораздо больше, она выбрала именно эти, чтобы показать разные по характеру примеры запустения больших и малых усадебных комплексов.

Семёновское-Отрада Орловых, Ступинский район, объект культурного наследия федерального значения

семеновское_отрада

Этот обширный усадебный ансамбль – пышная резиденция богатого вельможи, графа В. Орлова – сложился в последней четверти XVII – первой половине XIX веков. Вплоть до 1917 года усадьба оставалась имением Орловых. В интерьере барочного главного дома росписи К. Брюллова, в усадебный ансамбль также входят флигели, павильоны, оранжереи, службы и другие постройки. Среди них выделяется мавзолей Орловых, выстроенный в стиле ампир в 1830-е годы. В 1970-е годы усадьба считалась одной из наиболее полно сохранившихся.

Сейчас находится в ведении ФСБ, которая лет десять назад ещё использовала её под санаторий. В последние годы прекрасный дворец стремительно разрушается, гибнут росписи, уже утрачены камины и кафельные печи. Всемирный фонд памятников в 2006 году включил усадьбу в перечень 100 объектов мирового значения под угрозой, но положение пока не изменилось.

Гребнево, Щелковский район, объект культурного наследия федерального значения

гребнево

Один из грандиозных усадебных ансамблей конца XVII – первой трети XIX веков, принадлежал Трубецким, Бибиковым, затем Голицыным. Парадные ворота усадьбы оформлены в виде классической триумфальной арки, с противоположной стороны от дома, за рекой, был устроен обширный пейзажный парк. В 1980-е годы в усадебном комплексе была проведена почти полная реставрация, был также разработан проект реставрации парка. Но в 1991 году дом сгорел. К настоящему времени от дома остался остов без кровли, флигели бесхозны, ограда с башнями разрушается.

Усадьба находится в собственности государства, пользователь – Распорядительная Дирекция Минкультуры РФ, которая планирует продажу для последующей реставрации. До этого на протяжении многих лет давались обещания провести первоочередные работы за счёт государства, но они так и не были начаты, за это время произошло несколько пожаров. Кроме этого, прилегающая к усадьбе территория, включённая в 1988 году в зоны охраны, подвергается незаконной застройке.

Никольское-Урюпино, Красногорский район, объект культурного наследия регионального значения

николо-урюпино

Существующий усадебный ансамбль сложился при Н.А. Голицыне, владевшим и соседним Архангельским. В последней четверти XVIII века им были выстроены Белый домик, Главный дом и службы. Особенно выдающимся архитектурным сооружением является небольшой одноэтажный с антресолями Белый домик, выполненный в духе французского классицизма. Стены его центрального зала и плафон были расписаны по рисункам известного Буше и украшены изящным лепным декором, в настоящее время стремительно утрачиваемым.

В отсутствие реставрационных работ усадебные дома разрушаются, в 2012 году обрушился портик северного крыльца Белого домика. Кроме бесхозности построек, нарушается целостность архитектурно-паркового ансамбля в результате его застройки. На части исторической территории усадьбы расположен полигон военной части. Собственник Российская Федерация, пользователь – Распорядительная дирекция Минкультуры РФ, которая планирует продажу усадьбы.

Пущино-на-Наре, Серпуховский район, объект культурного наследия регионального значения

пущино_на_наре

Усадебный ансамбль создан в конце XVIII века по заказу сенатора С.И. Вяземского, вероятно, архитектором Н. Львовым. Двухэтажный с антресолями дом дополняли четыре флигеля, регулярный липовый парк спускался к реке Наре. К нашему времени от неиспользуемого с 1970-х годов дома остались лишь стены и монументальные портики.

Недавно усадьба сдана правительством Московской области в аренду на 49 лет по программе «Рубль за метр». Арендатор планирует полную реставрацию и устройство бутик-отеля. При этом ряд исследователей полагает, что здесь уместнее была бы консервация, так как, учитывая высокий процент утраченных подлинных элементов, это будет во многом новодел. Зоны охраны не утверждены, остаётся угроза застройки усадебной территории.

Петровское-Алабино, недавно вошла в состав Новой Москвы, объект культурного наследия федерального значения

петровское-алабино

Этот один из интереснейших архитектурных ансамблей Подмосковья сложился при горнозаводчике Н.А. Демидове в 1770-х годах. На закладном камне имя Матвея Казакова, однако, ряд исследователей полагает, что он мог быть исполнителем чужого замысла. Главный дом выстроен в духе парковых павильонов XVIII века и больше подходил для небольших приёмов, чем для постоянного проживания. В центре помещался круглый зал, все фасады имели четырёхколонные портики большого ордера, постройку венчал световой барабан с куполом. Скошенные углы главного дома отвечали скруглённым углам флигелей, обработанных горизонтальным рустом. Уже в 1920-1930-е годы не использовавшийся дом пришёл в упадок, в 1941 году он значительно пострадал от взрыва снаряда, и так не был восстановлен. Сейчас остаётся лишь коробка внешних стен, внутри всё разобрано, утрачены многие элементы внешнего декора. О его планировке и интерьерах мы знаем благодаря исследователям 1920-1930х годов – их обмерам, фотографиям и описаниям. Они называли его «парадом тонко найденных и ещё тоньше отчеканенных форм» (С. Торопов) и сравнивали ритм его архитектурной симметрии с музыкой (В. Згура).

В настоящее время руины главного дома бесхозны, два флигеля заброшены, два – используются под жильё. В таком состоянии постройки недавно вошли в состав Новой Москвы.

Петрово-Дальнее, Красногорский район, объект культурного наследия федерального значения

петрово-дальнее

Усадебный ансамбль с 1720-х годов до 1917-го принадлежал Голицыным. Состоит из главного дома и жилого флигеля, выстроенных в первые годы XIX века в стиле классицизма, а также ряда более ранних построек, выстроенных в конце XVIII века в духе романтической готики. На нижней террасе пейзажного парка, спускающегося по склону к Москве-реке, многовековая дубовая аллея, вероятно, превосходящая по возрасту все сооружения.

В 1970-80-е годы усадьба была полностью отреставрирована, в ней находился санаторий Минздрава СССР. Затем санаторий вывели, усадьба оказалась на балансе Госнаркоконтроля, который её не использует и не поддерживает. Начались процессы разрушения: в доме протекала крыша, росписи осыпаются, конный двор разваливается, Большой мост рухнул, у одного из флигелей «завалился портик», вот-вот могут обрушиться перекрытия.

Васино, Чеховский район, объект культурного наследия федерального значения

васино

Существующий усадебный комплекс сложился при Вельяминовых в начале XIX века, особую ценность представляет деревянный на белокаменном цоколе главный дом в стиле ампир. Это одноэтажная постройка с антресолями в центральной части, увенчанная куполом на барабане.

В настоящее время усадьба находится на балансе Московской области и пустует, но заявлена под сдачу в аренду по программе «Рубль за метр». Деревянные здания особенно подвержены разрушениям, так как легко утрачиваются при пожарах и необратимых процессах в древесине. Замена брёвен может означать демонтаж внутреннего убранства, что приводит к появлению новодельных интерьеров в процессе реставрации. В случае скорого нахождения ответственного арендатора, усадьба может быть спасена и возрождена к жизни.

Ляхово, Домодедовский район, объект культурного наследия федерального значения

ляхово

Дошедшая до нас усадьба сложилась в начале XIX века. Это пример небольшого загородного имения, каких когда-то было множество. Одноэтажный с мезонином дом выстроен в стиле классицизма, первоначально оба его фасада украшали портики. Флигель также некогда украшал портик, чуть поодаль находились конюшни, регулярный липовый парк спускался к прудам.

Эту усадьбу – ещё в хорошем состоянии – можно видеть в киноленте «Формула любви», которая снималась здесь в начале 1980-ых. Постепенно пользователь, Министерство сельского хозяйства, довело постройки до руинированного состояния. От флигеля осталась одна стена, в главном доме за последние годы разбиты печи, разобраны полы, сломаны двери – он начал гнить, и гибнет на глазах. Кроме этого всё ближе подбираются коттеджи, так как зоны охраны усадьбы не установлены, то есть предусмотренные законом ограничения по использованию земельных участков (запрет на строительство) не действует. Это общая для памятников Подмосковья проблема.

Осташево, Волоколамский район, объект культурного наследия федерального значения

Осташево

Усадебный ансамбль складывался в несколько этапов – с конца XVIII века до начала XX. С 1903 по 1917 годы усадьба принадлежала великому князю Константину Романову и его наследникам. В советское время главный дом был утрачен, на его месте здание, выстроенное в 1950-е годы. Часть парка с прудами затоплена при устройстве Рузского водохранилища. При этом сохраняются флигели, въездные башни и белокаменные обелиски конца XVIII века, монументальный конный двор середины 19 века в стиле псевдоготики, церковь-усыпальница в неорусском стиле 1915 года постройки, пейзажный липовый парк.

В настоящее время части единого усадебного ансамбля оказались в ведении множества пользователей и собственников, здесь находятся: дом культуры, пожарное депо, баня, сберкасса, во флигелях жильё. В 1990е годы местными жителями разобрана хозяйственная постройка конца XIX века; при очистке дороги от снега автомобилем коммунальной службы снесён белокаменный обелиск конца XVIII века. В результате отсутствия единой концепции использования и сохранения усадьбы, она постепенно разрушается.

Дугино, Ленинский район

дугино

Пример купеческой усадьбы, возникшей в 1870-е годы. Сын основателя – Николай Мещерин был живописцем и приглашал работать в Дугино многих мастеров: Левитана, Серова, Васнецова и других. Игорь Грабарь постоянно бывал здесь 13 лет подряд, женившись на В.М. Мещериной. В Дугино он написал свои известные пейзажи и натюрморты: «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Хризантемы», «Неприбранный стол».

Переданная в 1930-е годы в ведение КГБ, сегодня усадьба находится в пользовании Академии погранвойск ФСБ. Последние годы главный дом стоит заброшенный, парк зарос. В мае этого года в доме произошёл крупный пожар, среди местных ходят слухи, что здесь будут строить пятиэтажные дома. Мособлотделение ВООПИиК совместно с потомками основателя усадьбы подало заявку о постановке её на госохрану, чтобы сохранить это мемориальное место.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: