Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-08-18 14:26:14

Истребитель зомби — 2

Продолжаем тему гигиены населения в условиях информационной войны. Несколько стратегических пунктов ликбеза информационной безопасности от доцента факультета журналистики МГУ Марии Аникиной.

аникина

Эпоха информационных войн

Сам термин «информационная война» вошел в употребление довольно давно. С появлением новых форматов и средств массовой, групповой и межличностной коммуникации в обществе с развитой медиасистемой и широким доступом к средствам массовой информации разных типов возрастает возможность подвергнуться информационному воздействию. Несмотря на то, что разные группы населения будут по-своему реагировать на информационные сообщения, оказаться исключенным из этого процесса практически невозможно. Думаю, мы можем говорить о том, что современное общество живет в эпоху информационных войн. При этом в период войн и конфликтов СМИ становятся одним из наиболее значимых институтов, определяющих отношение к войне, ее участникам, ходу и возможным последствиям, оставляя «позади» традиционные общественные институты – семью, церковь и т.д.

Методы контрацепции

Определить, на чьей стороне правда, судить о содержании публичных выступлений участников, свидетелей и очевидцев конфликтов и боевых действий, а также многочисленных экспертов среднестатистическому представителю аудитории непросто. Усложняет ситуацию и убежденность 40% населения России в том, что за последние 30 лет российские СМИ в целом «научились» более объективно представлять события. Озвученные в телевизионном эфире факты и опубликованные в газетах и журналах мнения часто воспринимаются некритично.

«Обычный человек» может постараться избегать формулировки поспешных выводов и необоснованных суждений; попробовать получить информацию из альтернативных источников, сравнить данные, обращая внимание в первую очередь на факты, а не на их интерпретацию. Задача довольно сложная, но при желании решаемая – в конечном счете сформировать относительно целостную картину происходящего и собственную позицию.

Группы риска

Социологические замеры активности телевизионной аудитории с начала 2014 года демонстрируют рост популярности новостных выпусков с развитием ситуации вокруг Украины и одновременное снижение внимания к традиционно привлекательным для потребителей форматам — аудитория пересекается. Значительная часть населения погружена в информационные потоки и – возможно – подвержена влиянию сообщений средств массовой информации. «Возможно», поскольку изучение эффектов массовой коммуникации, информационного воздействия – сложная область исследований. Можно предположить, что думающему человеку с широким кругом общения, активной жизненной позицией, располагающему возможностью получения информации из разных источников, способному проводить минимальный анализ, проще избежать существенного влияния СМИ, чем субъекту, ограничившему круг информационных источников, лишенному альтернативных каналов коммуникации и не стремящемуся оценить полученную информацию.

Поведение журналистов

«Абстрагироваться» от происходящего вокруг журналисту, освещающему войны и локальные конфликты, едва ли возможно. Известно, что многие представители профессии, работающие в «горячих точках», сталкиваются трудностями эмоционального, психологического свойства как в командировке, так и после возвращения из нее. Психологами изучен и описан феномен посттравматического стрессового расстройства, которое по-разному переживают профессиональные журналисты, психологами же разработаны и рекомендации. Полагаю, что журналистам в этой непростой ситуации важно помнить о профессиональном долге, соблюдать принципы журналистской этики, представлять различные точки зрения, давать аудитории возможность услышать всех участников событий, самим не принимая позицию одной из конфликтующих сторон.

Социальный ущерб

Ответ на вопрос, насколько губительна информационная война для существующих социальных связей, отчасти будет определяться тем, о каких группах населения мы говорим, – обсуждаем ли мы проблемы социализации подростков или пытаемся определить специфику адаптации взрослого населения в условиях конфликта; рассматриваем ли процессы, происходящие на охваченной конфликтом территории, или анализируем ситуацию в географически удаленных от конфликта регионах страны и мира. Однозначно можно лишь говорить о том, что информационное воздействие становится определенным вызовом для представителей большинства социальных общностей, в некотором смысле проверяет на прочность существующие социальные связи.

 

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: