Анива: почему этот маяк считается самым страшным в России
На южной оконечности острова Сахалин, где бурные воды пролива Лаперуза с грохотом разбиваются о небольшую скалу Сивучья, стоит самый загадочный российский маяк — Анива.
Эта башня с путеводным лучом, возведённая в 1939 году японцами, после Второй Мировой войны эксплуатировалась Советским союзом, а затем и его правопреемницей Российской Федерацией. В наши дни сооружение представляет собой заброшенную крепость, где хозяйничают морские птицы.
На краю света
В результате проигранной Российской империей русско-японской войны 1904-1905 годов о. Сахалин был разделён на две зоны: северная часть осталась под юрисдикцией династии Романовых, а южная – отошла к японской императорской семье.
Включив новую территорию в состав префектуры Карафуто, власти страны восходящего солнца начали её постепенное освоение.
Решение о возведении в крайне труднодоступном месте маяка Анива, который изначально назывался Нако-Сирето-Мисаки, было принято в 30-х годах XX века.
Необходимость его строительства была обусловлена тем, что вдоль южного побережья Сахалина пролегал важный морской путь, который у мыса Анива изобиловал природными опасностями. Сложность для навигации представляли отмели, подводные камни, частые туманы и непредсказуемые течения, погубившие не один корабль.
Замок в тумане
Право обустроить маяк на скале Сивучья получил японский инженер Миура Синобу, которому предстояло решить сразу несколько задач. Помимо разработки проекта маяка, ему необходимо было разобраться с вопросом быта зодчих и обеспечения их питьевой водой, а также продумать вопросы снабжения: строительные материалы попросту негде было складировать.
В итоге доставляемые судном «Рошу-мару» в условиях неспокойного моря компоненты для строительства сразу же с корабля поступали в руки мастеров и встраивались в конструкцию маяка.
Преодолев все трудности, в 1939 году команда японских специалистов завершила строительные работы и подарила острову Сахалин самое сложное в техническом отношении сооружение, когда-либо возведённое на его территории.
К слову, и на мировой арене маяк Анива занимал отдельное место, поскольку в практике маячного строительства того времени было мало объектов, возведённых в столь труднодоступном уголке.
Между прочим, после успешной постройки, зодчие преподнесли в дар японскому императору Хирохито уменьшенную копию маяка Нако-Сирето-Мисаки, в качестве символа преодоления невообразимых трудностей.
Устройство маяка Анива
Гармонично вписанный в суровый сахалинский пейзаж круглый маяк Анива с боковой пристройкой словно вырастает из прибрежных камней.
Разделенная на 9 этажей серая бетонная башня с эркером взвивалась в небо на 31 м, а свет исходившего от него луча был виден на расстоянии до 35 км.
Цокольный ярус этого сооружения был предназначен для установки аккумуляторов и дизельных двигателей, первый этаж, охватывавший и пристройку, представлял собой обширную кухню и продовольственный склад, на втором уровне работала радиорубка и располагались вахтенная и аппаратная комнаты.
На третьем, четвёртом и пятом этажах с окнами-иллюминаторами размещались жилые помещения с двухъярусными кроватями и нишами для одежды, где отдыхали обслуживавшие маяк Анива 12 работников, трудившихся посменно по 4 человека.
Шестой этаж был оборудован под склады, на седьмом находилась пневмосирена, на восьмом хранилось горючее.
На девятом ярусе сооружения был установлен вращательный механизм оптической системы, собранный по типу часового. Осветительный аппарат совершал повороты в наполненной 300-килограммами ртути чаше. В свою очередь её приводила в движение спрятанная внутри винтовой лестницы маяка труба с подвешенной к ней 270-килограмовой гирей.
Каждые три часа маячник должен был заново заводить систему, чтобы проходившие мимо мыса корабли не теряли пространственную ориентацию.
Под российским флагом
В 1945 году после завершения Второй Мировой войны о. Сахалин полностью вошёл в состав СССР, а его визитная карточка – маяк Анива продолжил использоваться по своему прямому назначению, в отличие от большинства иных японских построек разрушенных коммунистами из соображений безопасности.
Вахтовая служба на маяке продолжалась до 1990 года, когда военное руководство СССР приняло решение разместить на Аниве автономную компьютеризированную радиоизотопную систему питания, заменившую человеческое присутствие.
Однако в 2006 году атомное оборудование с маяка вывезли, и чудо инженерной техники, официально находящееся на балансе гидрографической службы Тихоокеанского флота и числящееся имуществом Министерства обороны, перестало подавать кораблям спасительные сигналы.
Оставшись без присмотра персонала и необходимых дотаций на хозяйственные нужды, маяк Анива постепенно стал ветшать: штормовые ветры сорвали двери, высокие волны разрушили окна нижних ярусов, солёные туманы способствовали развитию коррозии.
Бывший некогда архитектурной жемчужиной о. Сахалина, маяк Анива сегодня являет собой печальное зрелище, пугающее пустотой, человеческим безразличием и гнетущей природной мелодией, в которой сливаются шум моря, гул ветра и пронзительные крики обитающих здесь птиц.
Экстремальные экскурсии
В наши дни к атмосферному маяку Анива организуются экстремальные морские экскурсии. Наиболее благоприятным временем для знакомства с заброшенным замком считается период с июня по сентябрь.
Стартует захватывающее путешествие из города Южно-Сахалинск, откуда туристов перевозят в посёлок Новиково, отделённый от маяка Анива 40-километровой морской полосой.
Для преодоления этого расстояния используются моторные лодки, опасно лавирующие по сильному течению. По пути к мистической местной достопримечательности туристов ждёт встреча с водопадами Тонино-Анивского полуострова, красотами Белого камня и мыса Мраморный.
Всматриваясь в величественные природные пейзажи, наблюдая за играми дельфинов, касаток, нерп и даже акул, завороженные путешественники в какой-то миг вылавливают взглядом в густом тумане очертания рукотворного чуда – маяка Анива.
Читайте наши статьи на Дзен