“Эта дивная пора”
Взорвавший интернет прошедшим летом клип “Мой хотон всегда свеж” Айаала Адамова – хорошо с тонким юмором сделанный – привлек к якутскому визуальному искусству внимание не только журналистов и продвинутых киноманов, но и вполне обычных среднестатистических пользователей. Это, конечно, не кино, но образец профессионализма, ставшего для молодого поколения якутян данностью.
Якутский болливуд
“Дорога” и “Эта дивная пора” – пожалуй, наиболее знаменитые современные якутские киноленты, первая — молодого режиссера Михаила Лукачевского, вторая – уже, как раньше было принято говорить, маститого Никиты Аржакова. Своего рода символы. Дорога, которая ведет вперед и ввысь и эта пора, дивная, — начало нового пути якутского искусства.
Якутское кино сейчас уже называют брендом Якутии. Начинавший свой путь в 1990-х, кинематограф Якутии расцвел в завершающие нулевые и в наши десятые годы. И эта короткая, как вспышка, история, имеет уже и своих героев, и своих мэтров и, конечно же, звезд. Более того – его можно разделить на классику, жанровое (ужастики, детективы, приключения) и артхаусное крыло. Все это позволило наблюдателям придумать не самый изящный термин “якутский болливуд”.
Важнейшее из искусств
Якутское кино превратило поле современного якутского искусства в сплошную экспериментальную площадку. Снимают не только в столице – Якутске, но и в отдаленных от центра селах и поселках, что, конечно, учитывая величие природы Якутии, куда интереснее зрителю.
Может показаться, что когда говорят: “кино снимают в России только в Москве, Санкт-Петербурге и Якутии”, немного преувеличивают, но на самом деле, это всего лишь констатация происходящего в действительности. В год в Якутии выходят в прокат и с успехом, обгоняя голливудские картины в местных кинотеатрах, 10-15 фильмов. Основной производитель – компания “Сахафильм”. И по этому показателю Якутия и вправду на третьем месте после двух столиц. Особенно ценно то, что большинство фильмов рентабельны. Бюджеты у них, конечно, невысоки. Называют цифры от 20 тысяч рублей за короткий метр, а это значит, что снимают на энтуазиазме и создателей, и актеров.
У якутских фильмов есть свой постоянный кинозритель. Фильмы рассчитаны на внутренний рынок, они снимаются в большинстве своем на якутском языке. Значит, якутское кино – эта не просто любительство, а киноиндустрия, пусть небольшая, но самобытная и со своим лицом. По признанию критиков, якутские режиссеры и операторы – это уже своя школа.
Олонхо!
В чем же секрет такого успеха, а самое главное, чем вызван такой быстрый взлет без соответствующей базы, не говоря о современном оборудовании и технике, без огромных бюджетов и спонсоров? Секрет прост: в его близости к народу, к душе народа. Якутское кино ведет свою родословную от фольклора, народной культуры и якутской театральной школы, сохранившей лучшие традиции русского театрального искусства.
Это соединение невообразимой фантазии народного эпоса Олонхо и отточенной театральной игры с непосредственностью, задушевностью сельских жителей, порой играющих самих себя — синтетический характер традиционного якутского искусства с его образным миром. Но это также и результат культурного возрождения 1990-х в общественной жизни Якутии. То было необычное время, создавшее атмосферу всеобщего культурного подъема, когда молодые ребята, получившие возможность учиться на операторов и режиссеров, вернулись в начале нулевых на родину и стали катализатарами кино-бума.
Как отмечают кинокритики, одним из достоинств якутских картин является их визуальное решение, особый операторский язык, взгляд на мир, в котором человек и природная среда едины.
Интересно, что сами якутяне не считают якутское кино чем-то необычным, феноменом в своей культуре. Это для них такое же естественное явление каким было искусство народных театров, процветавшее в 1960-1980-х в каждом сельском клубе.
Имена
Режиссер Алексей Романов на стыке 1980-1990-х годов с его синтетическим художественно-документально-этнографическим фильмом “Орто Дойду” и таинственной, загадочной “Мааппа” задал тот темп и направление, которе мы видим в сегодняшних работах молодых его коллег. Рядом — лаконизм и символичность образов режиссера Эдуарда Новикова в фильме “Бог” по пьесе Семена Ермолаева с поразительной игрой любимого актера Алексея Балабанова Михаила Скрябина.
Свое слово сказал и Андрей Борисов, знаменитый якутский театральный режиссер, с его размахом и эпичностью выстроивший великий роман своего друга — писателя Николая Лугинова “По велению Чингисхана” в некую религиозно-мировоззренческую сагу о любви к Земле и Небу-Тангара великого монгола — завоевателя Вселенной. Кстати, этот блокбастер (“Тайна Чингис Хаана”, 2009) во многом подтолкнул киноиндустрию Якутии, поднял на новый более высокий профессиональный уровень.
Картины
Фильмы создаются очень разные. Учитывая скудость бюджетов, короткий метр стал крайне популярным жанром у якутян. Важно заметить, что и такие несложные, казалось бы, фильмы, не обделены вниманием мирового кинематографического сообщества. Например, фильм Прокопия Бурцева “Тот, кого никогда не знал” принял участие в полудюжине признанных мировых фестивалей. Из подобных неожиданных открытий — фильм Михаила Лукачевского “Предчувствие”, который стал победителем фестиваля Андрея и Арсения Тарковских в Киеве, Михаил представлял Якутию в основном проекте “Больше света” 5 Московского биеннале современного искусства в 2013 году.
И это только начало…
Читайте наши статьи на Дзен