Настоящее

“Эта дивная пора”

Олег Сидоров о феномене своего родного якутского кинематографа.

#искусство, #Регионы

Автор: Олег Сидоров  |  2014-09-29 23:11:41

Взорвавший интернет прошедшим летом клип “Мой хотон всегда свеж” Айаала Адамова – хорошо с тонким юмором сделанный – привлек к якутскому визуальному искусству внимание не только журналистов и продвинутых киноманов, но и вполне обычных среднестатистических пользователей. Это, конечно, не кино, но образец профессионализма, ставшего для молодого поколения якутян данностью.

Якутский болливуд

“Дорога” и “Эта дивная пора” – пожалуй, наиболее знаменитые современные якутские киноленты, первая - молодого режиссера Михаила Лукачевского, вторая – уже, как раньше было принято говорить, маститого Никиты Аржакова. Своего рода символы. Дорога, которая ведет вперед и ввысь и эта пора, дивная, - начало нового пути якутского искусства.

Якутское кино сейчас уже называют брендом Якутии. Начинавший свой путь в 1990-х, кинематограф Якутии расцвел в завершающие нулевые и в наши десятые годы. И эта короткая, как вспышка, история, имеет уже и своих героев, и своих мэтров и, конечно же, звезд. Более того – его можно разделить на классику, жанровое (ужастики, детективы, приключения) и артхаусное крыло. Все это позволило наблюдателям придумать не самый изящный термин “якутский болливуд”.

Важнейшее из искусств

Якутское кино превратило поле современного якутского искусства в сплошную экспериментальную площадку. Снимают не только в столице – Якутске, но и в отдаленных от центра селах и поселках, что, конечно, учитывая величие природы Якутии, куда интереснее зрителю.

Может показаться, что когда говорят: “кино снимают в России только в Москве, Санкт-Петербурге и Якутии”, немного преувеличивают, но на самом деле, это всего лишь констатация происходящего в действительности. В год в Якутии выходят в прокат и с успехом, обгоняя голливудские картины в местных кинотеатрах, 10-15 фильмов. Основной производитель – компания “Сахафильм”. И по этому показателю Якутия и вправду на третьем месте после двух столиц. Особенно ценно то, что большинство фильмов рентабельны. Бюджеты у них, конечно, невысоки. Называют цифры от 20 тысяч рублей за короткий метр, а это значит, что снимают на энтуазиазме и создателей, и актеров.

У якутских фильмов есть свой постоянный кинозритель. Фильмы рассчитаны на внутренний рынок, они снимаются в большинстве своем на якутском языке. Значит, якутское кино – эта не просто любительство, а киноиндустрия, пусть небольшая, но самобытная и со своим лицом. По признанию критиков, якутские режиссеры и операторы – это уже своя школа.

якутское_кино

Олонхо!

В чем же секрет такого успеха, а самое главное, чем вызван такой быстрый взлет без соответствующей базы, не говоря о современном оборудовании и технике, без огромных бюджетов и спонсоров? Секрет прост: в его близости к народу, к душе народа. Якутское кино ведет свою родословную от фольклора, народной культуры и якутской театральной школы, сохранившей лучшие традиции русского театрального искусства.

Это соединение невообразимой фантазии народного эпоса Олонхо и отточенной театральной игры с непосредственностью, задушевностью сельских жителей, порой играющих самих себя - синтетический характер традиционного якутского искусства с его образным миром. Но это также и результат культурного возрождения 1990-х в общественной жизни Якутии. То было необычное время, создавшее атмосферу всеобщего культурного подъема, когда молодые ребята, получившие возможность учиться на операторов и режиссеров, вернулись в начале нулевых на родину и стали катализатарами кино-бума.

Как отмечают кинокритики, одним из достоинств якутских картин является их визуальное решение, особый операторский язык, взгляд на мир, в котором человек и природная среда едины.

Интересно, что сами якутяне не считают якутское кино чем-то необычным, феноменом в своей культуре. Это для них такое же естественное явление каким было искусство народных театров, процветавшее в 1960-1980-х в каждом сельском клубе.

Имена

Режиссер Алексей Романов на стыке 1980-1990-х годов с его синтетическим художественно-документально-этнографическим фильмом “Орто Дойду” и таинственной, загадочной “Мааппа” задал тот темп и направление, которе мы видим в сегодняшних работах молодых его коллег. Рядом - лаконизм и символичность образов режиссера Эдуарда Новикова в фильме “Бог” по пьесе Семена Ермолаева с поразительной игрой любимого актера Алексея Балабанова Михаила Скрябина.

Свое слово сказал и Андрей Борисов, знаменитый якутский театральный режиссер, с его размахом и эпичностью выстроивший великий роман своего друга - писателя Николая Лугинова “По велению Чингисхана” в некую религиозно-мировоззренческую сагу о любви к Земле и Небу-Тангара великого монгола - завоевателя Вселенной. Кстати, этот блокбастер (“Тайна Чингис Хаана”, 2009) во многом подтолкнул киноиндустрию Якутии, поднял на новый более высокий профессиональный уровень.

якутское_кино_1

Картины

Фильмы создаются очень разные. Учитывая скудость бюджетов, короткий метр стал крайне популярным жанром у якутян. Важно заметить, что и такие несложные, казалось бы, фильмы, не обделены вниманием мирового кинематографического сообщества. Например, фильм Прокопия Бурцева “Тот, кого никогда не знал” принял участие в полудюжине признанных мировых фестивалей. Из подобных неожиданных открытий - фильм Михаила Лукачевского “Предчувствие”, который стал победителем фестиваля Андрея и Арсения Тарковских в Киеве, Михаил представлял Якутию в основном проекте “Больше света” 5 Московского биеннале современного искусства в 2013 году.

И это только начало...

 

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи