Поволжье в фотографиях 1867 года
Москвич Михаил Петрович Настюков, как отмечают исследователи творчества, стал одним из первых, кто воспринял и активно использовал технику «мокрой фотографии». Он занялся этим делом, когда учился в Императорской Санкт-Петербургской академии художеств. Раскручиваться молодой фотограф приехал в Нижний Новгород.
На ярмарке в 1863 году он открыл фотобалаган, в который зашел прибывший в Нижний тогда еще цесаревич Александр Александрович. Его сопровождал писатель А. П. Боголюбов, и вот, как он вспоминает этот момент: «Нижний Новгород встретил нас ярмаркой… По осмотру некоторых ее подробностей прибыли к Настюкову. Хлебом и солью встретили хозяева цесаревича. Все это было бедненько, но чисто и радушно. Как на счастье, снимки удались прекрасно, и групповые, и отдельными портретами. И когда дано было право фотографу распространять их в народе, то фортуна Настюкова была сделана…».
После этого фотограф открыл большой саолон в Нижнем Новгороде на Большой Покровке в доме купца Голикова, где проработал 14 лет, обслуживая и ярмарку. Настюков стал первым учителем фотографии будущего именитого фотохудожника Андрея Карелина – они познакомились в Костроме, и также знаменитого нижегородца Максима Дмитриева.
Настюков – автор нескольких фотоальбомов, виды из которых мелькают сейчас то тут, то там в сети: «Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани», «Альбом древних зданий в России», «Альбом видов разных местностей России». В 1869 году мастер сопровождал великого князя Александра в путешествии по стране.
После смерти жены Настюков перебрался в Москву, где также открыл успешный фотосалон «Придворная фотография М. Настюкова в Москве». Но, как пишет тот же писатель Боголюбов: «Настюков был уже важным фотографом в Москве, имел императорский орел на вывеске, но запил, стал спекулировать и продал свою фирму».
Читайте наши статьи на Дзен