Наши университеты
Восстановление забытых дореволюционных биографий, оценка глобализации культуры, страхи человека в пророчествах фантастов, Иммануил Кант и Конституция РФ, легенды и сказания о кладах на русской земле.
Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Крымские историки всегда очень скрупулезно и подробно восстанавливали историю развития полуострова в России, особенно через биографии ученых, общественных, государственных деятелей. Вот и в последнем номере журнала восстановлена биография государственного деятеля первой половины XIX в. – гражданского губернатора Тавриды А. М. Бороздина. Бороздин был третьим губернатором Таврической губернии и занимал этот пост дольше всех. При нем в Крыму были созданы первые промышленные объекты. На новый уровень вышло виноградарство, виноделие и шелководство. Как крупный помещик, он организовал производство сукна и фесок в своем имени Саблы. Создал крупный виноградник и один из лучших садовых питомников на юге Украины. Одним из первых среди русского дворянства А. М. Бороздин возвел дачу на Южном берегу Крыма, парковое хозяйство в Кучук-Ламбате считается одним из самых старых в Крыму. Именно при губернаторстве А. М. Бороздина начали активно застраиваться крымские города, особенно быстро развивался Симферополь.
Последний номер журнала посвящен 25-летию философского факультета и там одни философские статьи, например, «Глобализация культуры как культурно-историческая проблема», Т.А. Арташкиной, д.ф.н. В статье исследуется социокультурный механизм культурной глобализации. Автор полагает, что основой механизма функционирования глобализированных «культурных ядер», способствующих процессам модернизации культуры в своих ареалах, служит процесс аккультурации (взаимного проникновения культур), при котором паттерн культуры-донора встраивается в общую систему паттернов культуры-реципиента. Между глобализированными ядрами общемировой культуры наблюдается культурный обмен путем культурной трансмиссии, что соответствует когерентным законам онтологии бытия.
Журнал «Гумантирные и социально-экономические науки» Южного федерального университета
В последнем номере много интересных статей, нам приглянулось исследование научной фантастики не в призме научной футурологии, а в социальном и психологическом плане. Автор считает, что в XX веке научная фантастика выступала одной из форм гуманитарного самосознания техногенной культуры эпохи и «альтернативой философскому мышлению». Она выходила за пределы возможностей так называемой научной футурологии с ее методологией «технологического прогнозирования». В контексте экзистенциально-философского подхода интерпретируются проблемы «Другого», творческого исчезновения человека, представленные в научно-фантастической литературе.
Кантовский сборник Балтийского федерального университета им. Канта
Это очень интересный сборник, каждый номер которого в основном посвящен разным исследованиям наследия великого Канта. Вот, в этом номере, например, размещена статья «Кант и Конституция РФ». Автор почему-то считает, что у нас в ученом сообществе есть попытка сделать ответственным за Конституцию РФ И. Канта. Но он считает, что на Канта пенять не стоит, а на самом деле требуется серьезная доработка статей Конституции для того, чтобы они стали отвечать духу и букве кантовских идей в отношении государственно-правового устройства. Обращается внимание на необходимость более внимательного учета двух положений кантовской философии: взаимодополняемости морали и права и защите традиционных семейных ценностей.
«Вестник Смоленского государственного университета»
Интереснейшая статья «Сюжеты преданий о кладах в повествовательной структуре устных рассказов поисковиков». «Местные предания и легенды, как правило, связанные с известной личностью, проезжавшей по данной территории, во все времена вдохновляют на поиски искателей сокровищ. Например, в Смоленской области известно предание о кладе Наполеона, который, вероятнее всего, находится в Семлевском озере Вяземского уезда (ныне района). По словам старых крестьян, за маршалом Неем следовали полные фуры золота. Предания могут быть связаны и с личностями, имена которых не дошли до наших дней. Так, в одном из них речь идёт о чемодане с золотом покойного генерала, о чём рассказывает арестант. Запрет копать возле крепостной стены оказывается сильнее губернаторского разрешения, и клад остаётся в земле. Некоторые деревенские жители начинают заниматься поиском богатств после обнаружения старинных монет, лежавших под фундаментом некогда стоявшей на этом месте постройки. Не зная о традиции класть монеты при постройке жилища, они могут сделать предположение о наличии клада на своём земельном участке».
Читайте наши статьи на Дзен