В Царстве не от мира сего
Мы в Ферапонтове. В самом его сердце — соборе Рождества Богородицы. Душа замирает в безмолвном созерцании чуда. Все материальное, кажется, растворяется вокруг тебя. Душа рвется в Небо…
Ферапонтов монастырь был возведен на месте обители XIV века, основанной преподобным Феропонтом Белозерским и его соратниками. Ферапонт был духовным центром обители, отцом и наставником здешних иноков. Его ученики стали закваской уникального духовного и хозяйственного строя северного монашества, благодаря чему монастырь стал духовным и культурным центром Русского государства на рубеже XV – XVI веков.
В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII веков. По своему географическому расположению собор был путевым храмом.
Во времена, когда после падения Константинополя устанавливался новый торговый путь в Русское государство, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре оказался как раз на великом пути, проходившем через Белое море по Онеге и Шексне.
Он был первым каменным собором на этом пути и был вполне пригоден для фресковой живописи. В самом начале XVI века здесь работала артель живописцев, расписавших храм Рождества Богородицы. Один из них — Дионисий, чье имя было прочитано учеными в начале XX века.
Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Дионисий с двумя своими сыновьями расписывал, уже будучи глубоким стариком. Удивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись. Ничего не исчезло из росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что видели в самом начале XVI-го. В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году, и что заняла эта роспись 34 дня.
Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций (в том числе с пропорциями и формой храма). Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы». Таким образом, история жизни Богородицы начинается у входа в храм и продолжается внутри него. Изображены Дионисием и песнопения в честь Девы Марии – «О тебе радуется», «Похвала Богородице». Все фрески этого храма объединены темой прославления Божьей Матери, ее милосердия и величия. Дионисий – мастер изображать фигуры, и даже прислужницы и нищие обретают у него царственную осанку.
На храмовых сводах — 16 сюжетов. Это евангельские сцены и притчи (то есть назидательные рассказы). А именно: все они призваны явить «Царство Небесное, пришедшее в силе» (Мр 9:1).
Кажется, что свет Преображения коснулся всех этих событий. Везде – нежные, чистые, почти прозрачные цвета на основе так называемых холодных тонов или светлой охры.
Встречаются вкрапления вишневого или фиолетового, но их немного, и почти всегда это одежды Христа или Богоматери. Поэтому все сюжеты кажутся похожими. Главная цель иконописцев – не подробное повествование с занимательными или заставляющими трепетать подробностями, а единый ровный поток образов, в которых достигнута очевидная победа духа над всем временным и преходящим.