Васильев вечер. Накануне грядущего
Так называли на Руси канун Нового года, который приходился на 31 декабря по старому стилю – то есть нынешний Старый Новый год. Своим названием он обязан имени святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, память которого празднуется 14/1 января (Васильев день). Еще этот вечер звался «колядой», в это время исполняли новогодние величальные песни-колядки.
Интересно, что в православной Греции до сих пор вместо Деда Мороза или Санта-Клауса приносит подарки «агиос Василий». На Руси, заходя в гости, крестьяне поздравляли соседей с праздником. Войдя в избу, гость молился на иконы и обращался сначала к хозяину, а затем к хозяйке и другим домочадцам: «С Новым годом вас, с новым счастьем!». Хозяин отвечал таким же поздравлением. Вечером устраивались святочные игрища, гадания, ряженье. Однако в Васильев день вечерки с игрищами старались завершить пораньше — до полуночи, «до первых петухов».
По народным представлениям, чтобы благополучно прожить следующий год, нужно было встретить его соответствующим образом. Например, чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок — игровых «заменителей» денег. Теми же причинами объясняется сытность и обильность новогодней трапезы.
Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной. В Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу. Пили пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья (как в сочельники), блюда из свинины. Благодаря изобилию скоромной пищи эта трапеза получила в южнорусских губерниях название «богатая кутья», а в северо-западных районах России ее называли «жирная кутья» или «щедруха».
Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый «васильевский огарок» — остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года (отсюда название – «васильевский») особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу.