«Нет, не было и не будет такой…»
В 1990 году карельский погост со скромным названием Кижи («киж» — мох, растущий на дне местных водоемов), который состоит из двух деревянных храмов и колокольни, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Жемчужина погоста — 22-главая церковь во имя Преображения Господня. Слова, ставшие названием нашего очерка, в одной красивой легенде сказаны именно о ней. Срубивший ее мастер с этими словами будто бы забросил свой топор в озеро.
Храм поднялся здесь в 1714 году. Дата удивляет: ведь это время активного насаждения Петром I западных новшеств. А Церковь Преображения, напротив — не прорыв к новой архитектуре, даже не синтез «старого» и «нового», а итог многовековой традиции. Потрясает воображение не сложность конструкций, возведенных без единого гвоздя (кроме «лемеха» — деревянных чешуек, прибитых к главкам), но гармоничность сочетания этих конструкций. Однако вначале — о тех храмах, которые ему предшествовали.
Предшественники
«Многоглавие – не новшество, а возврат к старине». Это слова архитектора нач. ХХ века Михаила Красовского, который, говоря о Кижах, вспомнил о 25-главом деревянном соборе Святой Софии в Новгороде, бывшем до нынешнего. С другой стороны, 8 малых главок, окружающих центральную, ранее существовали в северных церквях. Но к числу прямых предшественниц кижского шедевра относится церковь Покрова в селе Анхимово, в нескольких километрах от Вытегры, 1708 года.
Нельзя не заметить, что основной объем Покровского храма шире, тяжелее. Кроме того, маловата верхняя глава. Все эти недочеты артель, которая, как предполагается, через несколько лет перешла трудиться в Кижи, исправила при возведении там Преображенской церкви.
«Кругла по старине о двадцати стенах»
Структура Преображенской церкви уходит в глубокое прошлое. Во всяком случае, в конце XV века храм такого типа называли «о двадцати стенах». Что это значит?
Преображенский храм состоит из трех поставленных друг на друга «восьмериков», т.е. восьмигранных, восьмистенных срубов. Нижняя часть храма окружена вплотную приставленными к ней и направленными по сторонам света прямоугольными объемами («прирубы»). Число внешних и внутренних стен нижнего восьмерика и прирубов дают в сумме искомые 20. В результате храм превращается в единый шатер с четырьмя гранями из главок. Общее число глав на храме – 22 (по ярусам: 4+4+8+5 и 1 над алтарем).
Один из исследователей деревянного зодчества П.Н. Максимов, назвавший Преображенских храм в Кижах «самой замысловатой из русских деревянных церквей», отметил, что его фасады обработаны удивительно просто. Да и план его очень прост – это крест, образованный стенами.
Внутри церковь невысока: в ней сделан подвесной потолок, расписанный фигурами ангелов и ярким орнаментом (росписи демонтированы), который в северной традиции тоже именуется «небом».
Купол и шатер
Если купол один – сравнение его с небом буквально напрашивается. Но если их 22? … «Мистическая» арифметика, легко подбирающая под числовые значения то или иное объяснение (вроде того, что 5 глав символизируют Христа и 4-х евангелистов, и т.п.) здесь бессильна. Символическое значение купола раньше обусловливалось не только его формой, повторявшей небесный свод, но и тем, что эта форма была видна как снаружи, так и внутри храма. Иначе говоря, он показывал, что «небо» — божественный мир, прежде недоступный, с приходом Христа открылся для человека. Об этом, кстати, говорит и событие, в честь которого построен храм – Преображение Господне.
Кроме того, купол стоял на цилиндрическом основании (его сейчас фамильярно называют «барабаном» – из-за внешнего сходства), которое было главным источником света, проходившего через его окна вниз. В деревянном же храме (впрочем, и в очень многих каменных в это время) такой цилиндр – глухой, без окон. Тогда для усиления выразительности ничего не остается, кроме умножения их количества …
С другой стороны – в Преображенском храме многочисленные купола не скрадывают, а наоборот — создают его общий шатровый силуэт.
Стоит напомнить: во вт. пол. XVII века шатровых храмов практически не строят, возводились только шатровые колокольни. А в Кижах зодчие проявили более чем виртуозность: посредством куполов создали шатровую церковь! Но то, что совершенство достигнуто, неизбежно приводит к пугающему вопросу: что дальше? Дальше, за исключение нескольких выразительных по силуэту храмов, вроде Успенской церкви в Кондопоге, в русской церковной архитектуре не было ничего подобного …
Вместо заключения
Вопрос «что дальше?» стоит и по отношению к существованию самого этого, пятого, по нашему счету, чуда России. За три века (напомним, в 2014 году у храма Преображения – 300-летний юбилей) значительная часть дерева, из которого он состоит, сгнила. Полной замене в нем подлежит не менее 25% бревен. К юбилею реставраторы обещают все закончить. Хочется надеяться, что на этом в судьбе Преображенского храма самый мрачный период завершится.
Читайте наши статьи на Дзен