Искусство наивных художников
В Москве прошла конференция «Искусство наивных художников в контексте отечественной и мировой художественной культуры». К сожалению, событие привлекло лишь узкий круг профессионалов. Хотя и человеку — просто интересующемуся — есть что узнать и открыть для себя в творчестве не профессиональных художников.
Сегодня – это наивное искусство, завтра – народное. Ведь знаменитые русские расписные дома Севера – с их львами и цветами – это тот же «наив», только переживший время. Да и, вообще, можно смело говорить, что у современного наивного искусства народные корни (самобытные росписи домов, прялок, мебели).
Потому так обширны и темы конференции. За 2 дня исследователи успели обсудить настенную роспись деревянного дома в Вологде, наивные фрески, вопросы эстетики аутсайдерского искусства и творчество отдельных мастеров.
Открытием Кириллицы стала Вера Сажина – художница, поэтесса, кукольный мастер, музыкант и перформер. Как и многие «наивные» художники, Вера Сажина пришла в искусство не сразу. Окончив психологический факультет МГУ им.Ломоносова, работала психологом в больнице. И лишь в 30 лет занялась живописью. Ее картины выставлялись в Третьяковской Галерее, «Новом Манеже» и в Центре Современного Искусства.
В каждом из видов творчества художницы проскальзывают народные истоки. Так, в куклах Вера Сажина использует подручные материалы, «виртуозно сочетая клочки материи с кусочками бересты и обрывками веревок… В ход идет все, что подвернется под руку: пластиковая бутылка, бахрома от замшевой сумки, цветная проволока, бусинки, перышки…И из всего этого хлама, разномастного и разнородного, возникает нечто единое, цельное и чудесное – кукла!» Не так ли рождалась она и у наших предков. Которые делали игрушки из обрывков ткани и ненужных деревяшек. А полено, обернутое в тряпку, уже считалось полноценной куклой.
Однако эта близость народным куклам-закруткам не подражание и стилизация, а самобытная авторская работа.
Связь кукол Веры Сажиной с русским традиционным искусством раскрывается и за счет самого выбора персонажей. Они – выходцы из волшебных сказок и архаических мифов. Так, «Женщина с рогом оленя» апеллирует к сказочному сюжету о превращениях людей в животных и животных в людей. Как, например, в сказке о царевне-лягушке или о братце Иванушке, превратившемся в козленочка.
Но главное, что куклы Веры Сажиной, как и все творчество наивных художников – это не иллюстрация к тем или иным мифам или преданиям, а создание собственной сказочной реальности. Реальности, которая возвращает нас – прагматиков XXI века – в мир детства – собственного и «детства» страны.
Анастасия Некрасова
Читайте наши статьи на Дзен