«Весна священная»
На этой неделе – в рамках фестиваля «Золотая Маска» — известный европейский хореограф Патрик де Бана представил необычную трактовку балета И.Стравинского «Весна священная» (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета). Как изменилась постановка за 100 лет? И что привнес иностранец в русский балет? Редактор «Кириллицы» соприкоснулся с прекрасным.
Впервые балет «Весна Священная» был показан 101 год назад. 29 мая 1913 года парижская публика освистала постановку и не оценила оригинальность и сложность хореографии Вацлава Нижинского. Сегодня «Весна священная» — символ нового, актуального, необычного хореографического инструментария, который впоследствии разрабатывали ведущие хореографы XX века.
До сих пор крупнейшие театры мира готовят новые постановки балета, проводят фестивали, посвященные «Весне священной».
Патрик де Бана
Хореограф-постановщик с мировым именем, один из самых известных танцовщиков мира — Патрик де Бана — наполнил балет содержанием, навеянным ему памятью об африканских предках (отец хореографа – нигериец) и использовал для этого самый современный хореографический язык.
Де Бана «рассказывает» зрителям о древней нигерийской традиции принесения в жертву близнецов, которые теперь почитаются народом Йоруба как святые, но долгое время считались проклятьем.
Как признается сам хореограф:
«Создание и постановка балета «Весна священная» Игоря Стравинского стали для меня будто бы путешествием в прошлое, к моим корням…Это зов крови, которая течет во мне, голос моих предков. Именно сила, чистая энергия и дикая первозданность музыки Стравинского сильно меня привлекают… Моя версия «Весны священной» – это обряд приготовления человеческого жертвоприношения, чтобы, согласно древним верованиям людей, общаться с богами и духами».
В итоге весь балет Патрика де Бана – это обряд приготовления двойного жертвоприношения, в этом смысле Де Бана наследует самой первой версии Нижинского–Рериха. Но хореография не столь радикальна.
«Живая и насыщенная по плотности движений в секунду сценического времени, она основана на классике: пещерные жители старательно тянут стопы, рассекают воздух в многочисленных диагональных жете, закручивают вращения и пользуются виртуозными поддержками».
Быть может, именно в этом синтезе «духа крови», классической музыки и современного танца и кроется успех постановки…
Анастасия Некрасова
Читайте наши статьи на Дзен