Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-06-10 21:10:18

Русская культура чаепития

Один из залов особняка на Божедомке заиграл сегодня бликами от круглых и бодрых начищенных кувшинов (это часть, где кипятится вода) самых разнообразных самоваров. Рядом – богато убранные чайные столы, делят пространство рекламные щиты когда-то элитарного напитка, Кустодиевская «Купчиха за чаем» и другие репродукции посвященных чаепитию картин чередуются на экране.

 

Журналист телеканала «Культура» бесхитростно просит записать продюсера слова «модерн» и «ар-нуво», чтобы не забыть, в каких стилях исполняли модные в XIXвеке самовары.

 

Куратор выставки рассказывает: «В середине XVII века после того, как сибирские казаки наладили первые торговые контакты с Китаем, складывается знаменитый чайный путь из города Янлоудуна через Кяхту, Сибирь, Урал, Нижний Новгород в Москву. Русская чайная торговля концентрировалась именно в Нижнем Новгороде и Москве, откуда чай уже раскупался и развозился по стране. Долгое время этот напиток могли себе позволить только богатые люди, если не упоминать о том, что в самое первое время чай и вовсе употреблялся как лекарство. Из-за этой элитарности напитка сложилась и особая торжественная церемония чаепития. С красивыми самоварами, богатой посудой. Лишь к середине XIX века не без помощи таких монстров чайной торговли как Перлов, который стал снижать цену и расфасовывать чай в небольшие коробки, напиток стал доступен простым людям».

 

На центральной витрине музея – простые, большие и пузатые тульские самовары массового рынка, более изысканные, с резьбой по металлу – в то время более дорогие и престижные Варшавские самовары Форже.

 

Чайная китайская культура в России соединилась с традиционной сбитенной – и так в XVII веке получился чайный самовар, который мы используем практически без изменений и по сей день. Русская чайная культура была как и многое русское богаче и разнообразнее английской или той же китайской.

Как пишет в книге «Чай» Вильям Похлебкин, «Первые традиции и ритуалы, связанные с употреблением чая, были сформированы в России на рубеже XVIII—XIX веков двумя богатейшими сословиями тогдашнего русского общества: дворянами-аристократами и купечеством. В дворянской среде была позаимствована, с некоторыми изменениями, британская чайная традиция: чай пили за безукоризненно накрытым столом, из фарфорового сервиза, часто с молоком. Чай подавался в сухом виде, в специальной чайнице, и заваривался непосредственно за столом. Основным содержанием встречи за чаем было общение, сам чай, по сути, играл вспомогательную роль».

 

А вот известную всем, и сейчас реплицируемую, чайную традицию с ломящимися столами, с тем, чтобы выпить не меньше семи чашек, создали, конечно, купцы. Вокруг чая сформировалась целая экономика: фарфор, самовары, кондитерское производство.

 

Обо всем этом и многом другом, в том числе об особенностях рекламы чая, об истории русского производства чая – на выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: