Чукчи-красноармейцы: как они воевали в Великой Отечественной войне
Когда страна встала на смертный бой, на призывные пункты приходили представители всех народов СССР, даже самых малочисленных. Среди них были и чукчи — жители сурового Крайнего Севера, официально не подлежавшие мобилизации. Они шли на фронт добровольцами. Их истории — это история невероятной стойкости и беззаветного героизма, долгое время остававшаяся в тени.
Прирождённые воины
Распространённый миф о «наивном чукче» разбивается о суровую реальность. Как пишет военный историк Александр Нефёдкин, чукчи веками были самым воинственным народом Арктики. Они сражались с соседями, совершали дальние набеги и дали серьёзный отпор русским землепроходцам. Их культура воспитывала в мужчине воина с детства.
С пяти лет мальчиков приучали к суровым условиям тундры: стойко переносить холод, голод, усталость. Бег за оленьими стадами, меткий бросок аркана, охота на моржа и стрельба из винтовки — всё это были не просто бытовые навыки, а идеальная подготовка к войне. В чукотском обществе превыше всего ценились сила, выносливость и бесстрашие. А вера в загробную жизнь делала их солдатами, для которых плен был страшнее смерти.
Добровольцы из снежной пустыни
Точное число чукчей, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной, до сих пор неизвестно. Как отмечает историк Вадим Тураев, в призывных списках того времени часто не указывалась национальность. Кроме того, ГКО быстро приостановил массовый призыв коренных народов Севера — страна остро нуждалась в их ресурсах: рыбе, пушнине, оленине для армии.
Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи
Но это не остановило добровольцев. По разным оценкам, в боях против Германии и Японии сражалось более 5 тысяч представителей 14 северных народов. Чукчи среди них были одними из самых активных. Более двух тысяч северян были награждены орденами и медалями, а каждый десятый снайпер Красной Армии был родом из тундры.
Чукчей сложно подсчитать
Если говорить конкретно о чукчах, то далеко не все бойцы Красной армии, призванные из Чукотского автономного округа, были представителями титульной нации. Так что определить, сколько именно их сражалось с немецко-фашистскими захватчиками, не представляется возможным. К тому же, не все стойбища оленеводов и охотников этого народа располагались внутри административных границ Чукотки. Многие кочевали по тундре, жили на территории других регионов, оттуда и призывались на фронт.
Доцент кафедры гуманитарных наук и социального управления Магаданского института экономики Давид Райзман отметил, что в боях против гитлеровской Германии и милитаристской Японии участвовали более 5 тысяч человек, представлявших 14 коренных северных народности. Об этом исследователь написал в своей статье «Коренные северяне в боевых действиях против Германии и Японии», которая вышла в журнале «Россия и АТР» (No 2 за 2010 год).
Сколько из этих 5 тысяч бойцов Красной армии сражались конкретно с немцами, и какой процент от их общего количества составляли именно чукчи, остается невыясненным.
«Основная часть призывников Колымы и Чукотки шла через районные военкоматы: Ольский, Северо-Эвенский, Среднеканский, Анадырский, Чаунский. В 1943-1944 гг. 102 лыжника-спортсмена с Чукотки были призваны в действующую армию, 32 комсомольца направлены в военные школы», – сообщил Д.И. Райзман.
Впрочем, в истории осталось немало примеров героизма, проявленного на фронте чукчами.
«Мы с тобой чукчи, Тимофей…»
Американская военная авиатехника поступала в СССР из США по ленд-лизу через воздушную трассу «Аляска-Сибирь». Среди советских летчиков, перегонявших иностранные самолеты на нашу территорию, были пилоты-чукчи: Филипп Верещагин; Тимофей Елков; Анатолий Кеутувги; Дмитрий Тымнетагин и Савва Шитков.
Все они сами попросились на фронт и там героически сражались с немецкими асами. Например, Дмитрий Тымнетагин занимался воздушным патрулированием западного сектора Арктики, обеспечивая безопасность для наших морских судов. Однажды с борта своего У-2 он разглядел немецкую подводную лодку и был подбит из крупнокалиберного пулемета. Враги надеялись, что пилот не дотянет до своего аэродрома и не сообщит о месте их дислокации, но Дмитрий справился с боевой задачей. В итоге, немецкая подлодка была уничтожена, а пилот получил орден Красной Звезды.
Что стало с женой и детьми Василия Сталина
Другой летчик – Тимофей Елков – воевал в составе 277-й штурмовой авиадивизии, неоднократно совершал боевые вылеты, нанося военным объектам гитлеровцев ощутимый урон. Пилот летал и на знаменитом бомбардировщике У-2, и на штурмовике ИЛ-2.
Воздушные асы были настоящими товарищами, они переписывались друг с другом. Так, незадолго до своей гибели Т.А. Елков получил письмо от Д.К. Тымнетагина, в котором были такие строки: «Мы с тобой чукчи, Тимофей. И так же, как наши русские братья, как украинцы и белорусы, как узбеки и латыши, мы люто ненавидим фашистов и обязаны защищать от них нашу родную советскую власть, которая открыла нам с тобой дорогу в небо».
Из пятерых перечисленных выше летчиков-чукчей войну пережил только Д.К. Тымнетагин, остальные погибли в воздушных боях с немецкими асами. Так, кавалер ордена Красного Знамени Т.А. Елков встретил свою смерть 26 июня 1944 года в небе над финской железнодорожной станцией Перти.
«Стреляем в фашистов, как в нерпу»
Пулеметчик Иван Кергинто в своей довоенной жизни работал учителем в школе села Энмелен Анадырского района. Несмотря на такую мирную профессию, как и все чукчи, он был умелым охотником и хорошим стрелком.
Весной 1942 года Иван писал своей семье с далекого Западного фронта: «Родные мои, только сначала было страшно, но мы так хорошо в них попадаем, бьём без промаха, стреляем в фашистов метко, как в нерпу. До двадцати гитлеровцев я насчитал, а потом некогда стало, потерял счет, сколько уничтожил».
В том же году рядовой И.П. Кергинто пропал без вести.
Вообще, сравнение войны с охотой, а врага – со зверем характерно для мировоззрения чукчей. Например, газета «Тихоокеанская звезда» в номере от 24 ноября 1943 года опубликовала рассказ местного учителя о том, как жители Нымынганской тундры восприняли известие о гибели своего родственника, которого звали Нуманкаем. Многие из них пришли в военкомат записываться добровольцами на фронт, чтобы отомстить фашистам.
Старожил Ультэм сказал тогда сородичам: «Чукчи, вот и из нашего народа убил одного зверь-немец… Закон тундры один: если зверь убил человека – чем сможешь и сколько сможешь, бей за него зверя!».
Рядовой Нольтыргин – еще один храбрый чукча-красноармеец, о котором вспоминал его боевой товарищ – офицер запаса С. Процей. В минометной роте 89-й стрелковой дивизии представитель коренного малочисленного народа появился уже в конце войны, но это не помешало юному новобранцу отличиться.
Например, в ходе боев за Берлин Нольтыргин обезвредил огневую точку противника, расположенную в подвале пятиэтажки. Рядовой бросил во врага противотанковую гранату и сразу же после ее взрыва первым бросился в подъезд дома. Красноармеец выполнил боевую задачу, уничтожив более 20 немцев.
Виселица глазами художника
«Остались только печные трубы да обугленные стены изб. Посреди бывшей деревни – виселица, сколочена наспех из неструганых брёвен. Покачивает ветер верёвочные петли. Этого никогда не забыть», – так в послании к родному брату Туккаю описал оставленную нацистами белорусскую деревню талантливый чукотский художник Михаил Вуквол.
Этот человек проявил себя сразу в нескольких направлениях искусства, он известен как резчик по моржовой кости, гравер, иллюстратор книг, переводчик и литератор. Художник родился в 1914 году в чукотском селе Уэлен, его предки были охотниками на морского зверя.
В 1937 году Михаил Вуквол поступил в Институт народов Севера (Ленинград). Оттуда, со студенческой скамьи, в 1939-м художник был призван в Красную армию вместе с другими представителями малочисленных народов, обучавшихся в этом вузе. В живых из этих молодых людей почти никого не осталось.
Михаил Вуквол прошел Советско-финскую войну, затем служил под Витебском в артиллерийском полку. После нападения гитлеровской Германии на СССР он был одним из первых чукчей, столкнувшихся с нацистами. Их военные преступления, увиденные художником воочию, не могли не сказаться на его восприятии мира. Михаил отправил брату два эскиза на антифашистскую тематику, которые были воплощены на моржовом бивне другим мастером-косторезом по имени Онно. Данная работа была подарена Центральному музею Красной Армии.
Талантливый художник Михаил Вуквол погиб в 1942 году во время боев за Ленинград, но причина его смерти до сих пор не установлена, исследователи и публицисты строят разные версии на это счет.
Вообще, война нанесла ощутимый ущерб многим коренным малочисленным народам Крайнего Севера, ведь на фронт уходили молодые мужчины: комсомольцы, руководители общественных организаций, учителя, спортсмены, представители творческих профессий. Многие из них так и не вернулись домой, не создали семьи.