Арт-резиденция «Гуслица». Впечатления от знакомства
Что такое «Гуслица»?
Во-первых, это арт.
Во-вторых, усадьба.
В-третьих, резиденция.
В-четвертых, — это атмосфера, в-пятых, это люди, лица, в-шестых….
Творческая усадьба, арт-резиденция и прочие названия «Гуслицы» полностью не раскрывают суть этого места. Если вы ожидаете увидеть здесь усадьбу в привычном смысле слова, то нет, — здесь другое.
Творческие мастерские, скажем так, — теплее.
Сюда приезжают и здесь живут (кто наездами, время от времени, а кто и почти постоянно) творческие люди — художники, дизайнеры, фотографы, хореографы, кинематографисты.
Здесь, в «Гуслице», они работают над своими проектами, лепят, рисуют, снимают, ставят танцы, в общем, творят. А еще проводят мастер-классы для всех желающих.
Говорят, тут легче работать. Проекты, на которые в Москве убиваешь недели, здесь легко и просто воплощаются в жизнь в течение нескольких дней. Атмосфера здесь такая.
И магия места … Ну об этом чуть позже.
А пока появляется хозяйка усадьбы. Ирина Юрьевна Николаева. И все вопросы, конечно же, к ней.
А вот и ответы на них.
Итак, «Гуслица» как арт-резиденция скоро отметит свою первую годовщину. В течение этого времени здесь уже освоились художники. Только что уехал Дмитрий Цветков, который жил тут месяц, выставлялся, проводил мастер-классы для местных ребятишек из школы-интерната.
Сейчас живут в «Гуслице» человек 15 художников.
Задумывалось на территории «Гуслицы» первоначально вовсе не творческая усадьба, а производство. На базе бывшей дореволюционной мануфактуры. Но потом, когда Ирина Юрьевна познакомилась с историей места, его традициями, пришло другое решение.
Край легенд,
Ильинский погост (прежде Гуслицы, погост на Гуслице) — село, на территории которого расположилась сегодняшняя арт-резиденция, находится в Орехово-Зуевском районе столичной области, в 77 км от Москвы.
В прошлом — это центр Гуслицкой волости, края староверов. Известен со времен Ивана Калиты. Это была царская волость. Впоследствии землями владели Меньшиков, Лопухины, Голицыны, горнозаводчик Демидов и другие помещики. В Гуслицком крае выращивали хмель, занимались ткачеством, иконописью, литьем, переписыванием книг, гуслицкой росписью. Кое-кто промышлял разбоем, изготовлением фальшивых денег. За некоторыми деревнями закрепилась слава колдовских. Когда-то в Ильинке проходила большая ярмарка.
По одной из версий, название «гуслица» (так называлось и селение, и протекающая недалеко река) от древнеславянского «гусл» — «колдун».
Кстати, утверждают историки, к гуслям местность никакого отношения не имеет. Некоторые считают, название произошло из финно-угорского «гуус» («куус») — «ель».
Есть легенда, что Меньшиков построил здесь палаты с подвалами, в которых скрыты до сих пор несметные сокровища. Палаты до нашего времени, понятно, не дожили и сокровища, видимо, погребены под землей.
Говорят, здесь была богатая библиотека, которую вывез Алексей Толстой в 1938 году. Книги так и не найдены.
В общем, легенд и всамделишных историй тут много. Изысканиями, изучением истории края занимается директор местной школы Юрий Карякин, при школе работает уникальный музей, издается альманах «Гуслицы».
Барыня-сударыня?
Не могла не задать вопрос Ирине Юрьевне: «Каково же владеть сагодня такой усадьбой»?
Ответ незамедлительно: «Хлопотно». Понятно, всё стоит денег — и свет, и охрана объекта и прочие радости. Поддержки нет. И, наверное, все-таки нужно открывать на части площади производство. Выпускать малыми сериями художественную продукцию. И художникам будет хорошо, и Гуслица сможет развиваться.
Пока тут работы непочатый край. Есть задумки, планы. Освободить стены от жуткой плитки, восстановить арочный вход, украсить стены фресками и т.д..
Что уже есть?
Столовая, где ну очень креативно смотрится стол-станок. Баня с небольшим бассейном, выставочные залы, комнаты для гостей, мастерские. И на улице парк скульптур (скорее, его зачатки), небольшой огород с картошкой, тыквами, кабачками. Да, а какая усадьба без живности?! Услица и Гуслик (два гуся, как в песне), коты, собака — всё имеется… А каким нас малиновым вареньем из лесных ягод угостили, ммм.
– И как, чувствуете себя барыней, владелицей поместья? — обращаюсь к Ирине Юрьевне, насмотревшись местных диковин.
– Ну нет, какая там барыня! Я себя рабой чувствую, — смеется в ответ. — Вот их рабой, — кивает в сторону творящих на пленере художников и только что приехавшего фотографа Андрея Колосова.
Наверное, нужно что-то написать в качестве заключения, но не хочу делать выводы или писать дежурное «двери усадьбы открыты». Хочется, чтобы «Гуслица» развивалась и чтобы (несмотря на пробки на Егорьевском шоссе) сюда приезжали из столицы и области на выставки, мастер-классы и мероприятия не только журналисты и люди искусства.
Ирина Мухутдинова
Фото автора и с сайта арт-резиденции http://art-guslitsa.ru/
Читайте наши статьи на Дзен