Как святой на Руси чертом стал
«Касьян на что ни взглянет — все вянет. Касьян на траву взглянет — трава вянет, на скот — скот дохнет, на дерево — дерево сохнет. На народ взглянет — народу тяжело»
Народная поговорка.
Сегодня Касьянов день, названый так в честь Святого Кассиана Римлянина, чье поминовение по старому стилю приходилось на 29 февраля. Личность поминаемого раз в четыре года христианского подвижника стала благодатной почвой для формирования различного рода суеверий, примет, и предрассудков мистического толка. Изучение жизни св. Кассиана и поверий связанных с ним ярко иллюстрирует, как христианская традиция меняется в народном сознании, обрастает легендами, приобретая подчас весьма причудливые формы.
Святой Иоанн Кассиан Римлянин
Попробуем разобраться где здесь правда, а где ложь…
Сам Иоанн Кассиан Римлянин жил в V веке, родом был из Галлии. Рим, он посещал только однажды в 405 году, направленный Константинопольской церковью для защиты Иоанна Златоуста от имперской немилости. Путешествовал святой вообще много. Более десяти лет он странствовал в Палестине и Египте, изучая традиции и монашество этих земель.
В богословских кругах Кассиан очень чтим, как основатель монашества в Галлии, выдающийся теоретик и философ. Он написал 12 книг и 24 произведения о христианской нравственности и учении. Однако, его труды, тоже воспринимаются неоднозначно. Например, восточная церковь почитает его как святого, а вот западная считает его работы еретическими и полупелагианскими.
Но, даже учитывая теологические споры вокруг этих сочинений, трудно понять как этот человек превратился в Касьяна Немилостливого, Касьяна Завистника, Касьяна Скупого в фольклоре. Обратимся к повериям…
Крестьяне верили, что високосный год будет малоурожайным, несчастливым, бедным на приплод. Русская душа славиться размахом и щедростью – рожденных по понедельникам нашему брату показалось мало, и неудачливыми считали всех, кто родился в несчастливый год. По молве раз в четыре года больше «баб мерло» при родах, а «мужиков» при запое. Чаще ли крестьянский мужик в високосный год уходил в запой и подливал ли ему Косой Касьян? – статистика умалчивает.
Афиша дореволюционной комедии о невезучем Касьяне
Что уж говорить о самом 29 февраля! В этот день не только не играли свадеб и не справляли именин, но и работать и даже выходить на улицу считалось опасным. Был только один способ спастись от немилости и «дурного глаза» Касьяна – отслужить молебен перед иконой святого. Откровенно противоречащее православной традиции суеверие священникам искоренить не удалось, несмотря на все старания и просветительские беседы. Церкви удалось только смягчить негатив в образе Кассиана, что не обошлось без новой мифологии.
В народном сознании достаточно быстро сформировалась новая легенда. По ней Кассиан Римлянин, живший в V веке и Николай Угодник, живший в III веке куда-то шли по земле. Пункт отправления, место назначения, как и цель променада сказание умалчивает. На своем пути два святых встретили мужика, у которого воз застрял в грязи. Кассиан отказался помочь крестьянину, боясь запачкать ризу. А вот Николай ринулся на помощь. Сразу после этого происшествия оба главных героя оказались в раю перед Господом, который укорил Кассиана за нерасторопность и наказал нечастыми именинами.
Эта легенда, несмотря на очевидную недостоверность и курьезность, получила широкое распространение. Есть даже народное предание, где Кассиан отказывает в помощи Самому Христу. Но в финале любой интерпретации строптивого героя неизменно карают поминанием только раз в четыре года. Кстати, в Церкви в невисокосные года день память Иоанна Кассиана переносится на 28 февраля. И в этом случае фольклорная традиция отмалчивается, считая этот день самым обычным.
Легенда о Николае Угоднике и Касьяне до сих пор будоражит умы художников
Чем же объясняют ученые такое упорство в «очернении» святого? Все ссылаются на языческое прошлое Руси. Сам весенний период в дохристианском сознании ассоциировался с переходом: из зимы в лето, из одного мира в другой, от тьмы к свету. Неудивительно, что последний день зимы, да еще и периодически пропадающий из календаря, в народном понимании был негативным и наполненным мистическим смыслом. 29 февраля был днем темных, злых богов — Чернобога, Кощея, Стрибога. Так же это был день кузнечного дела, которое считалось, как и многие прочие ремесла, колдовским. Исследователи отмечают, что все самые устойчивые и распространенные суеверия о святом Кассиане в языческий период приписывались именно перечисленным персонажам. С приходом христианства Кассиан не только унаследовал фольклор, но и обрел свою мифологию. Помимо упомянутого случая с Николаем Угодником, Кассиан предстает и в образе падшего ангела, и в образе стража адских врат, и в прочих нелицеприятных обличиях.
Вот так незаслуженно пострадал от народного творчества и языческого наследия русского человека Галльский святой. Помимо Кассиана Римлянина, Православная церковь почитает так же мученика Кассиана Танжерского, преподобного Кассиана Грека, преподобного Кассиана Затворника Печерского.
Ольга Филиппова
Читайте наши статьи на Дзен