Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-03-29 15:41:18

Мастера короткого жанра

Лев Толстой ценил частушки и активно призывал собирать и записывать их. Федор Шаляпин, наоборот, терпеть их не мог, называл пошлостью, исполняемой под немецкий инструмент — то есть гармонь.

Город ли, деревня ль породили этот, быстро прижившийся и совершено неистребимый жанр, никто и не знает толком. Когда плавный хоровод уступил место лихой пляске, нашлось место и для частушки — короткой задорной песенки, исполняемой под быстрый, то есть «частый темп». А кому танцы дороже тихого спокойного вечера? Конечно, парням да девушкам. Поэтому, наверное, самый распостраненный вид «коротушки» — любовная.

Я спрошу тебя, малина,
Зреешь ли, алеешь ли?
Я спрошу тебя, Маруся,
Любишь ли, жалеешь ли?

Но и частушка может внезапно показать нам другую свою сторону. Подобно поизведениям японских поэтов, в нескольких строчках успевающих показать и пейзаж, и настроение, и чувства, русские частушечники могли выразить и горе, и ревность, и одиночество.

Ягодиночку убили,
Да мне бы умереть,
Гуси к югу потянулись,
Так и мне бы улететь…

Пела это вдова и плакала. И неправильно было бы думать, что это — от недостатка чувств. Веселый быстрый строй песни давал понять: женщина не хочет никого заставлять страдать, просто высказывает то, что у нее на сердце.

Частушка до сих пор живет и развивается. Известны сочинения времен Второй мировой войны.

На пригорочке качается невыжатая рожь,
Распроклятая Германия сгубила молодежь!

Да и в наши дни человек, рожденный в СССР, нет-нет, да и вспомнит:

Ленька Брежнев, открой глазки!
С мясом нет уже колбаски!
В пять утра кричит петух,
Магазин закрыт до двух!

  МАСТЕРА КОРОТКОГО ЖАНРА

Михаил Боскин, без названия.

Ольга Майорова

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: