Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-03-10 19:37:14

Иконам быть!

 Первое великопостное воскресенье имеет особенное название – «Торжество Православия» или «Неделя Православия». Этот день появился в церковном календаре в IX веке в память об окончательной победе над ересью иконоборчества и восстановлением иконопочитания.

В более широком смысле данный праздник означает окончательную победу православного вероучения, завершение целой эпохи борьбы с религиозными заблуждениями.
«Ересь», непопулярное в современном лексиконе слово, переводится как «выбор», «мнение», «направление» или «секта». Говоря о ересях и еретиках, мы, идя на поводу у стереотипов, сразу вспоминаем средневековье: инквизиция, преследования инакомыслящих, аутодафе. Однако в первом тысячелетии все было несколько иначе.

 ИКОНАМ БЫТЬ!

Педро Берругет, «Святой Доминик, руководящий аутодафе».

 Еретические течения стали зарождаться уже в I веке, еще при жизни учеников Христа. Об отщепенцах, апостол и евангелист Иоанн Богослов писал так: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1Ин 2:19). Основатели расколов происходили из христианской среды, но они не поняли христианское учение, переиначили на свой лад.

В разные периоды истории ереси превращались из внутренних церковных течений в движения порой более похожие на политические партии. Религиозные споры пронизывали общественную и социальную жизнь людей. К примеру, святой IV века Григорий Богослов просил своих слушателей воздержаться от обсуждения возвышенных истин хотя бы на базарах за торговлей. Полемика с искажением церковного предания дала христианскому миру большое количество знаменитых церковных писателей и ученых-богословов, породила целую эпоху Вселенских соборов, на которых были утверждены и сформулированы главные христианские догматы.

 ИКОНАМ БЫТЬ!

 VII Вселенский собор.

Последним витком глобальной полемики в христианском мире первого тысячелетия стала упомянутая выше ересь иконоборчества или отрицания возможности изображать Христа и святых.
Иконоборчество было не просто ересью, некоторые историки сравнивают это явление, с реформацией на Западе. Другой отличительной чертой данного движения была попытка подчинить церковную веру сиюминутной политической конъюнктуре. Дело в том, что некоторые византийские государственные деятели считали, что иконы мешают диалогу с набиравшим силу исламом. Во всей Византии уничтожались сакральные изображения. Монахи, защищавшие иконопочитание, терпели гонения и ссылки. Более ста лет потребовалось, чтобы волна иконоборчества сошла на нет.

 ИКОНАМ БЫТЬ!

 Икона Феофана Грека.

Трудно себе представить, как бы сложилась история нашего отечества в случае победы этой ереси. Мы помним повествование Нестора Летописца в «Повести временных лет» о том, что на выбор веры князя Владимира повлиял рассказ его послов об убранстве храма Святой Софии в Константинополе. Неудивительно, что наши предки унаследовали из гибнущей Византии и развили на Руси именно такое направление церковной жизни как живопись и архитектуру. А вот христианский Запад позаимствовал у империи многих ученых, что дало мощный толчок развитию зарождающихся европейских университетов. Но обделенными мы себя не чувствуем – невозможно себе представить нашу культуру без работ Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Поэтому Торжество Православия для нас является не только торжеством церковной богословской мысли, но и торжеством нашей православной культуры. В одном из богослужебных текстов праздника об этом говорится так: «храм … во образех украшаемый всеблаголепно зряще, ныне … радуемся» [(мы) видящие храм, украшаемый наипрекраснейшими образами (иконами), радуемся ныне].

 ИКОНАМ БЫТЬ!

 Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская, «Спас в Силах».

Еще одной особенностью Недели Православия является так называемый «чин Православия». На этом молебне провозглашается торжество Церкви не только над ересью иконоборчества, но и над всеми другими религиозными заблуждениями, а также провозглашается вечная память тем, кто когда-либо защищал истинное христианское учение от искажений.

Архипов Сергей

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: