Фирса забыли
Символом бизнеса по-русски в новой России стали мошенники, бандиты, разные проходимцы. Не странно, что многие исторически развитые и ценные отрасли предпринимательства забываются и утрачиваются. Нужно вспоминать, а то хуже будет.
«Фирс. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало…
Гаев. Помолчи, Фирс.
Фирс. И, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая… Способ тогда знали…
Любовь Андреевна. А где же теперь этот способ?
Фирс. Забыли. Никто не помнит».
А.П. Чехов, «Вишневый сад».
Всего-то за 40-50 лет забыли так, что никто не помнит. И Фирса самого вскоре забудут в заколоченном доме. Блестящая метафора забвения собственного не мнимого богатства.
Карамзин, когда ездил в Коломну в 1803 году, с удивлением писал о том, как прекрасно там живут крестьяне, потому что они общинами занимаются прибыльным шелкопрядением и шелковым шитьем. К слову, в начале XX века до 70 процентов капиталов и современных производств находились у старообрядцев — людей, которые умели и любили работать и у которых особенно сильно было общинное устройство. Эти капиталы появились, естественно, из сельского хозяйства и ремесла — то есть, традиционного предпринимательства.
Сейчас в русских традициях делания дела идут неважно. Дома строят из древесно-стружечных или каких-то примерно с таким названием плит, которые делают из русского леса в Китае, Финляндии и т.п. А тут на дачах набивают на каркас из бруса (один брус из одного дерева), туда вставляют стекловату для тепла — и готово! Тут русского языка, конечно, знать не надо. Может быть, это не 100-процентная правда, но дело не в этом, а в том, что русский лес не служит русским людям.
Скоро не будет плотников, которые умеют рубить по-человечески, без герметика и не из оцилиндрованного бревна. Просто дачный сезон — наболело: ходят и советуют чухломской сруб, у которого годовые кольца в миллиметр шириной, сайдингом обшить или хотя бы покрасить и пропитать чем-нибудь, а еще вставить до кучи пластиковые окна, а изнутри отделать гипсокартоном, «а то это дерево — оно же надоедает». Но, правда, все же признают, что свойство бревенчатого дома — сохранять приятную температуру летом и тепло — зимой.
Кто-то уже сто раз объявлял — каждой семье собственный дом. А надо бы: «Каждой семье дом из русского леса! Дорогу и льготы русским плотникам! Дорогу и льготы строителям русских лодок! (а то одни резиновые уродцы на реке) Дорогу и льготы русским еще не вымершим до конца ткачам!»
Нужна пропаганда хороших вещей, чтобы все не забыли. Кто не поменял бы пластиковый лоток на берестяной туес? А почему забыли хранить сухие продукты в коробах? Они же там лучше всего хранятся. Корзины покупаем в «Икее». Кожевники теперь у нас только турки, а специалисты по мехам — греки. Мебель плетут нам индонезийцы, правда, вот шкафы с кроватями колотят в Шатуре, все из тех же стружечных плит. Неужели никому не интересно заказать свою уникальную мебель у мебельщика. А где его найти?
Бесспорно, у всего этого забвения есть экономические законы, но значит, их надо поменять. Да и притом законы бывают разные даже в экономике. Европейское предпринимательство никогда не ставило высшей целью барыш, не менее важными в бизнесе были репутация и качество. И тут мы, конечно, до эпохи забвения развивались как европейцы.
Историческое предпринимательство по сути своей не может быть сверх доходным, потому что оно предполагает хорошие, ДОБРЫЕ вещи. Кстати, эту бизнес-модель многие выбирают и до сих пор. Знаменитые обувщики Нортхэмптоншира не бегут за сверхприбылями, но какой же современный финансист не захочет надеть Crockett & Jones или Sanders & Sanders.
Не нужно путать историческое предпринимательство с обслуживанием туристов, хотя никто против этого ничего не имеет. Нужно пестовать тех, кто помнит, как что-то делать хорошо. Лодки, дома, ткани, сундуки, коробьи, национальная одежда, мебель, патефоны, тепловозы, часы, музыкальные инструменты, фотоаппараты — добавьте сами, что мы умели делать по-настоящему хорошо и не для военных нужд. А сейчас или забыли, или забываем. Можно начать хотя бы с домов, пока плотники еще кое-где все же остались, а то уж скоро никто не вспомнит.
Из принципов русских предпринимателей, сформулированных на съезде 1912 года.
Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем честности и правдивости.
Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам. В стремлении достичь цели не переходи дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.