Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-08-15 17:23:38
Андрей Прокофьев

«Священная велодорожка»

Вайфай, колбаски и прокат – такой вот обязательный набор нынешнего парка, если он хочет быть «успешным». Плюс велодорожка – полюбившийся всем новый метод освоения городских средств и одновременно символ оболванивания прозападных молодых россиян, которые не очень знают, как устроены на Западе парки. А вот наши предки не жрать в парк ходили.

Кто был в Стамбуле, знает, насколько там величественные парки, и что почему-то там нет проката и «кушать» нечего. А парки тамошние сохранились с Константинополя, который вобрал все Римское, а по городским правилам Константинополя строились и русские города и русские парки.

Что взять из римской парковой традиции

Священные рощи

константинополь_3

Это, конечно, далеко не исключительно римское изобретение. До сих пор на территории России есть священные рощи, например, у марийцев. Говорят, что русские в своих священных рощах раньше забирались на сосны и совершали обряд вызывания дождя. Константин Багрянородный свидетельствовал, что славяне-язычники поклонялись в основном дуплистым деревьям, обвив их лентами: «Приходя на остров св. Георгия, русины совершали жертвоприношения под великим дубом». В уставе Владимира о церковных судах говорилось о наказании тех, кто молится в «рощеньи». На Руси были так называемые «заповедные гаи», которые находились, как и все священные рощи во всем мире, на возвышенных местах, куда мужики ходили судить-рядить, а девушки — слушать духа. В православной Руси лес освящали молебном и окропляли святой водой — он становился обреченным Богу, назывался Божелесьем, такой лес запрещалось рубить.

Сад-перистиль

Это сад во внутреннем дворе. Мы могли бы расширить это понятие до небольшого-парка сквера на каждом шагу. Проблема Москвы в том, что деревьев в ней много, но только теоретически, потому что в значительной части это – лесополосы, постоянные героини криминальных сводок, посадки около МКАД и т.п.

Кристина Ишханова, руководитель группы проектно-учебной лаборатории урбанистики ВШЭ: «Самая главная проблема, на мой взгляд, это проблема размера и расположения парков в городе. Москва по количеству зелени имеет очень высокий показатель. Если говорить о границах без учета Новой Москвы — это треть города. Но видим ли мы эту зелень? В Москве много парковых зон, занимающих огромные площади. И, разумеется, экологи считают их важной частью нашего города. Но как используются эти парки жителями? Люди, живущие вокруг такого парка, как Сокольники с Лосиным островом или Битцевского леса не заходят в глубину парка и используют его лишь по периметру, и чаще всего эти парки ограждены МКАДом, где, разумеется, нет жителей. Я считаю, что сеть озелененных территорий в городе должна быть более частой и мелкой. Пусть это будут скверы, бульвары, парки или сады. Они должны быть не большими по площади, но видимыми горожанину. А значит, они должны быть в пешеходной доступности. Эти небольшие парки не только повышают качество городской среды для жителя, но и способны влиять на экономику районов».

Топиарное искусство

константинополь_2

За велосипедными дорожками наши паркоустроители всегда забывают про собственно садоводство – уход за деревьями, создание из них разнообразных красот. Нам абсолютно не хватает топиарного искусства, которым так хорошо владеют садовники лучших парков мира. Сделать из куста скульптуру, а не навалить на газоны матрасов, чтобы на них обжимались малолетки – вот таким должен быть наш идеал. Искусство это также как и большинство парковых умений, также появилось в Риме и, конечно, развивалось в Константинополе. Там существовали даже профессиональные объединения мастеров художественной формовки деревьев. На Западе в годы темного Средневековья это искусство было забыто, и вспомнено, как и многое другое, в эпоху Возрождения.

Перголы, крытые аллеи, берсо

На Руси эти элементы парка назывались «огибные дороги» и повсеместно использовались в парках. У нас своды аллеи делали из упругих деревьев или кустарников, вроде ивы, орешника, акации. Их сплетали верхушками, и закрепляли на верхнем каркасе. А теперь их почти нет, и негде даже в парке походить в уединении под защитой от солнца или дождя.

константинополь_5

Виллы

По России, да что там говорить, даже в Москве, так много заброшенных усадеб, из которых можно было бы сделать парки – виллы, так любимые нами в Риме, Ницце и других городах. Однако даже те парки Москвы, будем говорить за себя, которые разбиты на базе усадеб и которые явно надо развивать как виллы, норовят превратить в велодорожечные.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: