Узбектаун
На вопросы кириллицы отвечает Дмитрий Веселов, доцент НИУ ВШЭ, к.э.н., научный сотрудник лаборатории макроэкономического анализа.
Каковы, на ваш взгляд, основные риски и проблемы миграционной политики в России?
Главная проблема – сокращение населения. Согласно демографическим прогнозам (Институт Демографии НИУ ВШЭ, ООН) на период до 2050 года прогнозироваться устойчивое сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и рост демографической нагрузки. Миграция позволяет компенсировать естественную убыль населения и увеличивать численность рабочей силы. В то же время, высокие уровни миграции приведут к изменению национальной и этнической структуры. В этой связи, предстоит решить несколько задач: с одной стороны, удовлетворить потребность экономики в рабочих руках, и в то же время не допустить сопутствующих миграцию проблем: сегрегации населения, т.е. образования этнических анклавов на территории страны со своими правилами и культурными особенностями, роста преступности, падения общего уровня образования, межнациональной напряженности.
И как их решать? С помощью пограничников?
Простая формула (ограничиться перекрытием границ и административным сокращениями притока мигрантов) вряд ли сработает. Спрос на рабочую силу будет лишь нарастать в России, в то же время, едут на заработки в Россию представители тех стран Средней Азии, Украины, Молдавии, стран Закавказья, которые не имеют возможности прокормить семью на родине из-за отсутствия рабочих мест и мизерного уровня оплаты труда. Закручивание гаек будет приводить лишь к уходу в тень миграции, то есть к еще большему бесправию мигрантов, как следствие, усилению враждебности и криминала. В миграционной политике, может быть, как нигде, требуются более тонкие инструменты, регулирующие экономические и социальные отношения мигрантов и коренного населения. Можно выделить следующие: во-первых, вывода из тени и правового оформления экономических отношений мигрантов. Для того, чтобы выход из тени был выгоден работодателю, необходимо одновременное упрощение легального найма иностранных граждан, и увеличение вероятности понести ответственность за нелегальный наём для работодателя. Во-вторых, необходимо оформление правового положения мигрантов, а также разграничения временной (сезонной) и постоянной миграции (переселения). В-третьих, поддержка социализации семей, которые планируют постоянное проживание не территории России.
Можно ли развивать регионы с помощью мигрантов?
Сейчас мигранты перемещаются в те регионы России, где есть работа и заработная плата, а также туда, где уже живут их соотечественники. В результате основной поток мигрантов идет в регионы с относительно высоким уровнем жизни, где существуют вакансии. В этих регионах мигранты занимают традиционные для них ниши. Обычно от этого выигрывают и работники, и потребители их услуг.
Есть ли у нас ассимиляционная политика в отношении мигрантов?
Я не слышал и не видел информации о подобной политике в России. В других странах (Великобритания, Франция, Германия) значительные средства выделяется на обучению мигрантов языку, обучения детей мигрантов в школах (в том числе, предоставление дополнительных занятий), на другие программы. Следует признать, что без этих мер ситуация с мигрантами в этих странах была бы гораздо хуже.
Среднеазиатские мигранты русских не очень, будем честны, любят и живут обособленно — с этим что-то делается, или это по законам рассосется само с поколениями?
К сожалению, нет таких законов, по которым гарантированно проблема сегрегации (обособленного жилья в городской среде) решается сама собой. Более того, зачастую существует обратный процесс. Если люди разных культур или этносов по каким-либо причинам не желают жить рядом, отдельные районы приобретают моноэтнический состав населения. Подобное разбиение становится устойчивым во времени. В странах, испытавший период значительной миграции (США, Великобритании (Лондоне), Франции, Германии) часто встречается подобная ситуация.
Возникает вопрос, а надо ли с этим что-то делать. Ответ зависит от общего отношения к мигрантам, экономического и социального положения мигрантов и их интеграции в сообщество. Почему итальянский квартал в Бостоне – излюбленное место для прогулок туристов, а в отдельные районы Нью-Йорка, заселенные преимущественно темнокожим населением, заходить опасно. Вероятно, ответ скрывается в исторических корнях миграции. Европейцы плыли на американский континент в поисках лучшей жизни за американской мечтой, а жители африканского континента вынуждены были приплыть в Америку в качестве рабов. Эффект истории значим до сих пор. В этой связи, чем раньше начинается процесс интеграции мигрантов в новое для него общество, тем меньше проблем будет в будущем.
Чего ждать с открытием рынка труда евразийского союза?
На мой взгляд, никаких значимых изменений. Это облегчит трудовой, экономический и культурный обмен между странами-участниками союза. В то же время, так как уровень развития стран сопоставим, массовой миграции между Россией, Белоруссией и Казахстаном не будет, а Кыргызстан слишком маленький, чтобы сильно влиять на ситуацию.
Читайте наши статьи на Дзен