Большая перемена
Любое общество сильно сопротивляется переменам. Резистентность к привносимым идеям, явлениям и вообще нововведениям – одно из условий выживания. Для массового сознания людей Иисус Христос не менее опасен как явление, чем Гитлер. Как с этим бороться наиболее эффективно, когда возможности насильственного руководства ограничены? Этим вопросом сейчас заняты наиболее светлые умы в теории управления. И не странно: миру Арктику развивать, а кем, не ясно.
Постановка проблемы
«Удобства, удобства. Больше удобства! Больше «юзабилити». В городе должно быть больше велодорожек, кредитки обязаны принимать повсеместно, пульт должен быть универсальным, окна – звукоизолирующими, продавцы — вежливыми, медицина – бесплатной, автомобили безопасными. Не забудьте, пожалуйста, о сезонных «сэйлах» в магазинах, «групоновских» купонах и накопленных авиамилях…Это базовые принципы, требования к миру, так называемого креативного класса. Или, выражаясь языком маркетинга, их спрос с этого мира. Над удовлетворением спроса, трудятся в поте лица компании-производители, маркетинговые агентства, «силиконовые долины», а власти предержащие не успевают поднимать верхние планки госдолга. Потому что знают, что от удовлетворенности среднего класса зависит их власть, их статус элиты, их маленькие слабости и большие свинства. Если средний класс будет доволен, если он будет снабжен повсеместным Wi Fi, сенсорным экраном, удобным интерфейсом («и чтобы все в белом корпусе!»), накормлен экологически чистой едой, защищен полицией от уличного произвола шантрапы, то он понимающе отвернет голову от давления на Сирию, от экологического армагеддона, организованного международными корпорациями, миллиардной коррупции и прочих «маленьких пунктиков», характерных природе власть имущих». (А. Плешанов, «О, дивный удобный мир»)
Структура общества относительно перемен
Акторы | Роли | Отношение к главенствующей идеологии |
Имущие | ||
Много имущие | Управлять сопротивлением переменам | Принимать и защищать |
Мало имущие | Участвовать в сопротивлении переменам | Принимать и защищать |
Прогрессоры | Выступать за реформы | Принимать с условиями |
Неимущие | ||
Не вовлеченные | Пассивно сопротивляться переменам | Пассивно принимать |
Системная оппозиция | Поддерживать сопротивление переменам | Принимать и защищать |
Революционеры | Выступать за смену системы | Полностью отвергать |
Небольшое пояснение к таблице. Много имущие естественно не хотят перемен просто по естественному своему положению, мало имущие их не хотят, так как они на лестнице по пути к много имущим, прогрессоры – реформаторы системы, которые не хотят ее разрушать. Из неимущих основная масса согласна с существующим порядком вещей, потому что вдруг, внук выбьется в имущие, и вообще, вроде, крыша есть над головой – и ладно. Системная оппозиция существует и пользуется благами только потому, что она оппозиция и является частью системы. Революционеры категорически против системы и с прогрессорами договариваться не хотят. Легко ли в таких условиях совершить сдвиг?
Идеология комфорта
Собственно, идеология комфорта не заключается в комфорте, как мы привыкли его понимать в терминах среднего класса. Конечно, в этой нашей современной идеологии абсолютизирован потребительский комфорт, но и в любой другой системе под комфортом понимается тот или иной уровень удобства, стабильности, уверенность в завтрашнем дне, надежности связей и многое прочее.
Как уже было сказано, не все разделяющие господствующую идеологию получают от нее блага в данный момент. Например, есть масса людей без айфонов, но они их очень хотят. И в этом смысле они испытывают психологический комфорт от того, что когда-то получат нечто заветное. Не все, кто возмущался санкциями на иностранные продукты, ест итальянские и французские сыры с их же винами, но все — за то, чтобы иметь такую возможность. Таким образом, все, разделяющие идеологию комфорта по отношению к плохой системе, что-то вложили в нее или имеют от нее: веру, будущий статус, разделяемые ценности.
И, конечно, такие люди не понимают, с какой стати они должны слушать кого-то, кто утверждает, что они живут неправильно, и вся эта система – нелепая и вредная.
Требования к управлению переменами
Любой лидер, продвигающий идеологию перемен, должен всегда исходить из того, что его не поддержит большинство коллег по руководству системой, о чем бы ни шла речь: о компании или государстве. И самая большая проблема в политике перемен – преодолеть сопротивление истеблишмента.
Необходимо помнить, что в обществе любые перемены – исключение. Чаще всего они возможны как реакция на внешние воздействия: например, выпад конкурента или агрессию, иногда они случаются как результат подготовленной почвы, когда перемены вызрели, и совсем крайне редко они являются результатом действия лидера. Поэтому способность управлять так, чтобы системы менялись – самое редкое и самое востребованное сейчас качество «менеджера».
Главное свойство
Как уже говорилось, с точки зрения социальной антропологии и других подходящих наук, система воспринимает перемены как потенциальную опасность, и не понимает, почему она должна следовать воле какого-то выскочки. Для системы и Гитлер, и Черчилль, который призывает бороться с Гитлером – одно и то же непонятное и опасное нечто.
В связи с этим главная задача любого руководителя, который хочет провести реформу или совершить иного рода перемены, — донести до имущих сородичей разницу между моральными и аморальными, добродетельными и злонамеренными, ложными и верными изменениями. (Естественно, все употребленные пары едва ли будут общими для любой системы, так что точкой отсчета является успешность данной структуры). Как бы то ни было, современные теоретики управления уверены, что преодолеть консерватизм системы возможно только призывом к явно нравственной необходимости. Лидер должен сделать очевидным то, что данная перемена является шагом к прогрессу, (так как он понимается имущими системы).
Провести изменения, не навязывая своей воли – парадоксальное, но возможное и ключевое в нашей ситуации мастерство управления: в управлении и государством, и бизнесом есть масса примеров лидеров, которым удалось преодолеть сопротивление переменам, благодаря нравственно ориентированному управлению. Это не для всех, и доступно не всем, но это – единственный доступный путь для лидеров, готовых что-то менять.
Читайте наши статьи на Дзен