Главное – не опоздать
На несколько сентябрьских дней Якутск, который как университетский город давно привлекает специалистов из разных сфер, стал центром геополитических дискуссий о будущем Арктики и Северного морского пути. Они прошли в рамках Ленских встреч – регулярного форума экспертов в области геополитики на Востоке. Наш автор Олег Сидоров участвовал в подготовке встречи и рассказал об ее основных результатах.
Якутская Азия
Азиатские исследования всегда были в числе ключевых в якутской гуманитарной науке. Это естественно, учитывая интерес народа к своей древней истории, которая связана со всей историей Азии, азиатских народов. Первый журнал на якутском языке “Саха сангата” еще в 1913 году печатал статьи о странах Востока под рубрикой «Омук ологуттан» (“Из жизни народов”). И вот в минувшем году, то есть через ровно сто лет, по инициативе первого Президента Республики Саха Михаила Николаева, в Якутске, были инициированы “Ленские встречи” – форум геополитиков, организацию которого взяли на себя Михаил Николаев и политолог, журналист Виталий Третьяков. С того момента обсуждались самые разные макрорегиональные вопросы: “Будет ли XXI век – веком Китая”, “Россия и ее место в геополитике Востока”, “США и ЕС: их место в геополитике Востока”. Важно, что это не просто местечковый обмен мнениями, а серьезное международное мероприятие: основной пул экспертов Ленских встреч представляют Россия, Китай, Япония и Корея, от каждой страны по два представителя. Сразу после первых встреч в СВФУ был создан центр изучения геополитических процессов в современной Азии.
Северный морской путь
В этом году тема была, на первый взгляд, более локальная: “Международное сотрудничество в Арктике и перспективы развития Северного морского пути”. Локальная, повторюсь, только на первый взгляд: учитывая военную активность всех арктических стран и даже предложения сделать Севморпуть международным – не принадлежащим России – эта проблема является одной из самых горячих.
Дальнейшее освоение Арктики и развитие Северного морского пути – это важнейшие стратегические вопросы для Российского государства. Благодаря географическому положению Россия располагает на сегодня практически безграничным влиянием на принятие решений по развитию этого региона. Без России, обходя Россию нельзя решить ни один вопрос Арктике.
Сегодня Северный морской путь воспринимается многими странами Востока, как выгодный транспортный коридор из Азии в Европу и Атлантику. Есть и конкретные проекты по маршруту прохождения судов, строительству, в том числе и ледокольного транспорта и т.д. Китай и Корея уже приступили к реализации каждая своего проекта, а вот у Японии есть особый взгляд, заключающийся в сомнениях японского бизнеса в выгодности этого пути: из препятствий можно назвать сезонность, неглубокая акватория, неразвитость инфраструктуры.
Будущие возможности
В развитии пути заинтересованы не только Китай, Корея, но в первую очередь российские регионы, особенно восточные и северные, которым и является Якутия. Егор Борисов, избранный 14 сентября этого года Главой — Ил Дарханом Республики Саха, подчеркнул в своем выступлении, что для правительства России Дальний Восток остается приоритетом и рассказал об организации второй комплексной научной экспедиции РАН по изучению Якутии, призвав участников не оценивать развитие Арктики и Дальнего Востока только с позиции освоения и добычи полезных ископаемых:
Егор Борисов: «При развитии этого огромного богатейшего региона надо учитывать не только экономические интересы, необходимо помнить о том, что Арктика и Дальний Восток – это место, где испокон веков живут люди, где коренные народы продолжают свой род. Сегодня вместе с мировым сообществом нам необходимо выработать взвешенный и бережный подход к освоению этих территорий».
Политика в Арктике
Россия может и должна быть лидером в Арктике, но в сотрудничестве с другими государствами, в частности, странами Востока.
Виталий Третьяков: “России необходимо (совместно с заинтересованными странами или — первоначально — в одиночку) разработать и предложить миру такую стратегию развития Арктики, которая, во-первых, была бы сугубо реалистичной (в смысле продолжающейся геополитической конкуренции и даже конфронтации); во-вторых, опиралась бы на самое прагматичное и надёжное основание, а именно — на собственные национальные интересы; в-третьих, одновременно была бы по-настоящему лидерской (в том числе и в смысле учёта интересов других стран) и могла составить разумную и взвешенную альтернативу любым, назовём вещи своими именами, американским инициативам в этой сфере”.
Михаил Николаев: “Половина жителей Арктики россияне, и Россия имеет непосредственно огромный интерес в освоении Арктического региона. Надежды на сохранения доброго опыта сотрудничества и на то, что культура международной кооперации не будет предан забвению, а наоборот станет примером нового пути и восстановления нормальных взаимовыгодных экономических отношений между всеми игроками в этом регионе мира все еще существуют. Большим фактором дальнейшего развития Арктики может стать участие Китая, Южной Кореи, и других стран Юго-Восточной Азии, которые недавно стали странами-наблюдателями в Арктическом Совете”.
При этом все понимают: чтобы добиться более весомого влияния России необходимо проведение коренной модернизации Арктической береговой инфраструктуры с учетом экологических вопросов и интересов коренных жителей этих прибрежных территорий. Как резюмировал, Михаил Николаев: “главное не опоздать в этом процессе”.
Читайте наши статьи на Дзен