Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-08-23 18:49:54
Орынганым Танатарова

Чему монголо-татары научили русских

Когда два разных народа долгое время соседствуют, процесс культурного взаимодействия неизбежен. Люди перенимают друг у друга слова, предметы домашнего обихода, различные ремесла, кулинарные рецепты и многое другое. Некоторые обычаи и ежедневные привычки тоже могут быть позаимствованы, если они кажутся полезными и обоснованными. Это относится и к нормам гигиены.

Позаимствовали немало

Доктор исторических наук Вадим Долгов в своей книге «Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь» (Москва, 2009 г.) описал, как происходил процесс культурного взаимодействия. Автор отметил, что такие качества как восприимчивость, открытость и способность осваивать лучшее, что имеется у соседей, были присущи русским на заре становления их государственности.

«Русь в XIII – середине XVI в. еще весьма активно шла по пути синтеза самых разнообразных культурных приобретений», – считает Вадим Долгов.

Неслучайно в русском языке так много слов, позаимствованных у монголо-татар, а отдельные восточные мотивы в декоре православных храмов, которые считаются влиянием византийской архитектурной традиции, на самом деле могли быть скопированы русскими мастерами с изделий народно-прикладного искусства, привезенных князьями из Золотой Орды.

Даже национальный костюм жителей Руси подвергся, по мнению историков, татарскому влиянию. Например, русские аристократы носили похожие головные уборы – шапки с треугольным вырезом спереди и поднятыми кверху полями. Восточное происхождение также имеют слова «кафтан», «сарафан», «шуба», «ферязь» и т.п.

И традиционное оружие русских воинов подверглось трансформации в результате частых стычек с монголо-татарами. На смену тяжелым мечам пришли сабли, ведь они гораздо эффективнее в конном бою.

Чистить зубы

Новость о найденной сравнительно недавно зубной щетке, которой в XIV веке пользовался некий житель золотоордынского города Азак (ныне – Азов), не удивила историков и археологов, но стала сенсацией для общественности. Об этом журналист Николай Грищенко написал в «Российской газете». Его статья «Азовские археологи нашли 500-летнюю зубную щетку» была опубликована 11 июня 2015 года.

Костяная рукоять с дырочками, в которые вставлялись щетинки, обнаруженная учеными, предположительно принадлежала монгольскому воину. То есть, русские могли перенять привычку ухаживать за полостью рта у жителей Золотой Орды.

Заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника, Андрей Масловский, рассказал: «Есть мнение, что зубные щетки появились только в XV веке, и то в Китае. На самом деле, щетки известны благодаря раскопкам городов, расположенных на территории древней Монголии и датируются они Х-ХII веками. Эта находка указывает, что в западном районе золотоордынского города Азак проживало население с нетривиальными по тому времени культурными привычками».

Окуривать дымом от инфекций

Как известно, целью гигиенических процедур является не только физическая чистота, но и защита человека от микробов. Во многих странах Азии с древнейших времен существовал обычай окуривать людей, их одежду и жилища дымом, чтобы спастись от инфекций. Не зная, как распространяются болезни, и не имея антибиотиков, люди именовали микробов «злыми духами».

Монголы неукоснительно соблюдали обычай: перед визитом к высокопоставленному лицу каждый человек был обязан пройти между двумя дымящимися кострами, чтобы подтвердить тем самым свою благонадежность. Разумеется, такая мера предосторожности не могла полностью гарантировать защиту правителя от инфекций, но риск заражения все-таки снижался.

Русские князья удивлялись требованию пройти между двух костров перед посещением хана Золотой Орды, считая такую защиту от «злых духов» проявлением язычества.

Как написал известный историк Дмитрий Володихин в своей книге «Рюриковичи» (Москва, 2013 год издания), Михаил Всеволодович Черниговский мог быть казнен ханом Батыем в 1246 году по этой причине. Дело в том, что «…от князя потребовали поклониться языческим идолам и пройти меж двух зажженных костров – поступить так, как поступало большинство русских князей, являвшихся в Орду. Михаил счел подобное поклонение несовместимым с христианской верой».

Поскольку князей не только удивляло, но и возмущало требование пройти сквозь дым двух горящих костров, можно сделать вывод, что в домонгольский период на Руси не применяли такой способ борьбы с инфекциями. А сейчас окуривание больного человека дымом целебных трав – один из методов русской народной медицины.

Эффективность такой меры при борьбе с инфекциями подтверждают и современные специалисты, в том числе японский целитель Кацудзо Ниши – автор популярной книги «Дыхательные практики» (Санкт-Петербург, 2010 г., перевод Веры Марковой).

«Наши предки широко использовали лечение дымом. Такое лечение хорошо помогало при насморке и простудных заболеваниях, при ревматизме и для лечения от инфекций», – отметил специалист по альтернативной медицине.

Брить голову

Известный востоковед Евгений Кычанов в своей книге «Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?» (Москва, 2013 г.) упомянул и о том, какие прически традиционно носили монгольские воины. Как и представители многих других азиатских народов, они брили большую часть головы.

Обычно воины оставляли три чуба: спереди и по бокам. Причем, передний чуб подстригали, а боковые пряди волос были достаточно длинными, так что они свисали на плечи. Бритье головы было обязательным. Необходимость борьбы с паразитами при кочевом образе жизни заметно возрастала, так, что даже мужская мода была продиктована гигиеническими соображениями.

Вскоре эта прическа была заимствована жителями юга Руси. Претерпев некоторые изменения, она прочно закрепилась у запорожских казаков. Все помнят их знаменитые длинные чубы по многочисленным картинам, а также по литературным описаниям.

После принятия ислама

Большое влияние на ежедневные гигиенические привычки жителей Золотой Орды оказало принятие ислама в качестве государственной религии.

Александр Ханников – автор книги «Энциклопедия ислама» (издатель И.В. Мельников, 2012 г.) – указал, что это событие произошло во времена правления хана Узбека в 1312-1342 годах. С этого момента жизнь Золотой Орды начала претерпевать изменения.

Мусульманская религия унифицировала ежедневные гигиенические процедуры монголо-татар, введя их в строгую систему. Верующий человек должен был регулярно мыться, тщательно следить за гигиеной полости рта, подстригать ногти, избавляться от волос на лобке и в подмышках, а также подмываться после каждого похода в туалет. Поэтому правоверные жители Золотой Орды посещали отхожие места, прихватив с собой кумган (небольшой кувшин с высоким горлом и ручкой).

Не исключено, что некоторые русские, живущие по соседству, могли обратить внимание на подобные гигиенические процедуры и кое-что перенять.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: