Вопрос аграрный, вопрос тяжёлый
14 сентября 1911 года был смертельно ранен Пётр Аркадьевич Столыпин. Личность неоднозначная, но определённо повлиявшая на историю России. Взять хотя бы проведённую им аграрную реформу…
Реформа имени премьер-министра
Аграрную реформу, начавшуюся в 1906 году и далекую от идеи национализации, и противники ее, и сторонники называют столыпинской. Премьер-министр России, безусловно, был одним из главных ее идеологов: без его политической воли, скорее всего, реформа бы заглохла. Но какова была позиция самого Столыпина?
Как ни парадоксально, все начатые им преобразования имели главной целью одно — укрепление царской власти. «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия», — эта его реплика стала крылатой.
Величие России для Столыпина было неразрывно связано с монархией. Что касается других целей аграрной реформы, Столыпин говорил о необходимости создать класс богатых крестьян, поднять уровень достатка в семьях — за достатком, считал он, придут и просвещение, и свобода. При этом Столыпин понимал риск, на который шел: если реформа провалится, власть окончательно дискредетирует себя, но если окажется успешной, новые революции станут невозможны, и крестьянство превратится в опору государства.
Закон 14 июня 1910 года
Решающим шагом реформы стал закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», подписанный Николаем Вторым 14 (27) июня 1910 года. По сути своей он дублировал указ Правительства от 9 (22) ноября 1906 года.
Закон был направлен на разрушение крестьянской общины, которой после отмены крепостного права жила деревня, и на создание единоличных хозяйств. Крестьяне становились собственниками обрабатываемой земли, могли приобретать новые участки. При этом поощрялось создание отрубов и хуторов, когда земледелец вместо нескольких тонких полос получал отдельный участок, на котором мог вести хозяйство, не сообразуясь с соседями. В качестве решения проблемы нехватки земли была организована программа по переселению в Сибирь.
Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» был принят еще в ноябре 1906-го, а Дума утвердила его лишь три с половиной года спустя, в июне 1910-го. При этом большинство пунктов указа остались без изменений.
Долгая судьба закона напрямую свидетельствует о политической борьбе и страстях, кипевших вокруг аграрного вопроса. Нужно отметить, что указ был принят Столыпиным практически единолично, в период росле роспуска второй и перед созывом третьей Думы. Даже многие министры узнали о нем лишь после публикации. Оттого сильнее было сопротивление общественности закону. То за, то против него высказывались как представители правых, так и левоцентристских партий.
«Не было закона более важного, более спешного, чем указ 9 ноября», — заявлял депутат Бобринский, поддерживая принятие закона.
«Мои избиратели мне говорили о том, что закон 9 ноября — это помещичий закон, который делает из крестьян деревенских кулаков и помещиков, а из бедняков — батраков, вечно голодных работников», — не соглашался с ним депутат Кропотов.
Последствия закона
Реализация закона не разрешила споров вокруг него. Большинство современных исследователей считают его удавшимся и соглашаются со Столыпиным: если бы не случилось первой Мировой, двух революций и Гражданской войны, если бы выдались в России спокойные 20 лет — то сформировался бы класс кулаков и возродилась бы деревня. За восемь лет действия закона около половины хозяйств перешли в личную собственность, многие крестьяне вышли из нищеты.
Однако существует и противоположный взгляд. Его сторонники утверждают, что программа переселения провалилась: более половины уехавших за Урал вернулись домой. Да и число крестьян, выходивших из общины начало постепенно снижаться. Крестьяне с недоверием приняли указ и продолжали ждать, когда им отдадут все земли. Несмотря на то, что противники национализации убеждали их: просто поделить землю не получится, на всех ее все равно не хватит.
Григорий Саблин
Читайте наши статьи на Дзен