Марина Деникина: как дочь белого генерала билась за честь своего отца
Марина Деникина, будущая французская тележурналистка и историк, родилась, когда ее отцу, предводителю Белого движения на Юге России генералу Антону Деникину было уже 46 лет. На руинах бывшей Российской империи вовсю полыхала Гражданская война. Казалось, белые ухватились за свой исторический шанс: дела у них в ту пору как раз стали налаживаться, Антанта согласилась поставлять вооружение. Совсем скоро деникинские войска существенно расширили подконтрольную территорию и предприняли поход на Москву.
Надежды Деникина на победу и изгнание большевиков, впрочем, не оправдались. Пройдет всего год, и он будет вынужден навсегда покинуть Россию, бросив в Крыму остатки своей разгромленной армии. Вместе с ним в изгнание отправятся молодая супруга Ксения, 28 лет от роду, и годовалая Марина.
Исторические оценки Деникина
К деятелям Белого движения советские историки, за редким исключением, подходили крайне ангажировано, не жалея презрительных эпитетов. В художественной литературе и публицистике белогвардейцы прочно заняли нишу главных злодеев и антигероев. Лишь в перестройку ситуация постепенно стала меняться в сторону объективности.
Генералу Деникину в период СССР доставалось все же чуть меньше, чем, например, люто ненавидимым красными адмиралу Александру Колчаку и атаману Петру Краснову – оба были казнены советскими представителями с разницей в 27 лет. Несколько обеляло образ Деникина в глазах советских пропагандистов, во-первых, его категорическое неприятие нацизма во время Второй мировой войны и отказ сотрудничать с Третьим рейхом по примеру Краснова. Во-вторых, генерал, как считается, поддерживал в ту переломную эпоху Красную армию, для нужд которой даже собрал вагон медикаментов.
Еще в середине 1930-х, когда среди отдельных представителей белой эмиграции распространились надежды на скорое «освобождение» России с помощью нацистской Германии, Деникин в своих статьях и выступлениях активно разоблачал захватнические планы Адольфа Гитлера, называя его «злейшим врагом России и русского народа». Он доказывал необходимость поддержки РККА в случае войны, высказывая надежду, что после разгрома Германии она «свергнет коммунистическую власть» в России.
Книги об отце
«Почти четверть века генерал Деникин был под «колпаком» у Сталина. Да и не только у него: руководители других ведущих стран Европы через свои спецслужбы в 1920—30-е годы интересовались судьбой русского генерала и пытались использовать его в своих интересах. И это далеко не случайно, – отмечал историк Юрий Мухачев. — Для многих из нас, воспитанных в системе жестких идеологических координат, эти люди всегда были только контрреволюцией, «белогвардейщиной», «царским офицерьем». Мы редко видели в них родных людей, наших соотечественников, павших на поле боя за свое Отечество или с трудом выживших и боровшихся за жизнь своих детей и сохранение русской культуры на чужбине».
Марина Деникина была одной из тех, кто посвятил свою жизнь восстановлению исторической правды. Она рассказывала о белогвардейцах во Франции, писала книги и за долгую жизнь раздала великое множество интервью – словом, делала все возможное для обеления имиджа тех русских людей, к числу которых принадлежал и ее отец.
Сначала дочь генерала состоялась как журналистка. Она вела передачи на ТВ и радио, привлекая к съемкам таких звезд своей эпохи, как Эдит Пиаф, Франсуаза Саган, Жерар Филипп. Конец ее вполне успешной карьере репортера положил президент Франции Жорж Помпиду, заявивший о нежелании видеть Деникину-Грей в «ящике». После этого эмигрантка всерьез увлеклась историей и, в частности, предметно работала над периодом Гражданской войны. Вероятно, при выборе новой сферы деятельности не обошлось без влияния второго супруга Марины Антоновны, крупного французского историка Жана-Франсуа Кьяппа, в результате брака с которым она получила титул графини.
Перезахоронение генерала в России
Фундаментальным трудом всей жизни Марины Грей явилась книга «Мой отец генерал Деникин», в которой автор постаралась максимально беспристрастно передать биографию Антона Ивановича на фоне крушения старой России. В своей работе она выказывала негативное отношение к советской власти и призывала не верить в эволюцию этой системы в современный ее творчеству период XX века. Напротив, своего отца и его единомышленников Деникина пыталась представить не как «отпетых контрреволюционеров» и «душителей свобод» – такие портреты составляли писатели в СССР, – но как патриота России и ярого радетеля ее интересов.
«Мой отец был храбрым солдатом, честным человеком, но плохим дипломатом», — говорила Деникина-Грей о белом генерале. В общей сложности она написала более 20 романов и исторических трудов, посвященных российской истории начала XX века, судьбам Белого движения и эмиграции.
Деникин ушел из жизни 7 августа 1947 года в Анн-Арборе, штат Мичиган. Перед смертью он завещал однажды быть перезахороненным в России.
«Жаль, так и не увижу, как Россия спасется», – Марина хорошо запомнила слова своего отца на смертном одре и впоследствии приложила немало усилий к тому, чтобы исполнить его последнюю волю.
Деникина похоронили на кладбище Ивергрин в Детройте с воинскими почестями, но через год его вдова Ксения Васильевна перенесла останки мужа на православное казачье кладбище Святого Владимира в Джексоне, штат Нью-Джерси. На надгробной плите между двумя православными крестами помещались надписи на русском и английском языках. После распада СССР Деникина задумалась о переносе могилы покойного генерала в Россию. Письмо соответствующего содержания было отправлено Владимиру Путину.
В апреле 2005 года 86-летней Деникиной-Грей было предоставлено российское гражданство, а она в благодарность за помощь с обретением ее родителями последнего пристанища подарила президенту России шашку отца. В октябре Антона и Ксению Деникиных перезахоронили на территории Донского монастыря в Москве. Будто бы завершив все свои мирские дела, всего через месяц их дочь отошла в мир иной.
Читайте наши статьи на Дзен