История

Кофе в дореволюционной России

Часть 1: Пришлось ли по вкусу черное "зелье"?
2013-11-10 22:25:55

Часто приходится слышать о том, что в нашей стране совершенно нет кофейной культуры. Многочисленные соотечественники, видавшие не один заморский берег, жалуются, что эспрессо совсем не эспрессо и капучино далек от идеала, а хорошего кофейного зерна так вообще днем с огнем не сыскать.

Наша страна, действительно, имела очень непростые взаимоотношения с этим напитком. Если мы углубимся в историю, то, скорее, найдем больше басен и анекдотов, чем реальных фактов свидетельствующих о реальном потреблении кофе, а также о культуре этого потребления. Кофе и чай стали массово приходить в Россию при первых Романовых. Первое упоминание обоих заморских «зелий» связано с именем царя Алексей Михайловича, чей лекарь рекомендовал ему их как лекарство против «надмений, насморков и главоболений».

f620249fbadac0ae409d6cdca0b1fe0d-410x300

Но какая разная судьба была уготована этим напиткам. Один в купе с самоваром превратился в символ русского хлебосольства, а другой, кажется, так и останется новым напитком.

Сразу оговоримся, что это тоже еще одно из клише, пусть не лишенное оснований, но все же клише. Кофе завоевывал нашу страну с большей сложностью, чем чай, но все-таки это завоевание состоялось. В начале 17 века кофе насаждался практически насильно, как еще одно культурное завоевание. В литературе того времени приведено множество комичных ситуаций, иллюстрирующих, как приближенные императора пили, плевались и все равно продолжали пить горький кофе, чтобы угодить Петру.

Еще один из распространенных штампов гласит, что Русская Православная Церковь как раз в это время осудила кофе и чай, как «бесовские напитки», что «чай был осужден на трех соборах, а кофе на семи». Любой историк знает, что никаких соборов по вопросам потребления тех или иных продуктов никогда не собирали, а Русской Православной Церкви, лишенной после петровских преобразований патриарха, преодолевающей еще последствия раскола было вообще не до таких мелочей, как чай или кофе.

Напротив, в новой северной столице открывалось все больше и больше кофейных домов, где любой горожанин мог отведать этот напиток.

5b9a253dfe (1)

Кофе становился все более респектабельным напитком. Именно респектабельным, так как был напитком очень дорогим. Думается, что экономический вопрос является здесь все-таки определяющим. Россия не имела своих колоний подобно Франции, Англии или Голландии, у которых она покупала кофе, а значит, цена его была всегда очень высокой, в отличие от чая, который покупался у лояльного на протяжении столетий Китая, а далее транспортировался по территории России. Цена чая поэтому была все-таки куда ниже, чем кофе.

Но кофе имел и другой путь, отследить который гораздо сложнее, но все же он был. Пролегал он через южные границы империи. Здесь периодически то вспыхивали, то затихали русско-турецкие войны, сменяемые длительными периодами оживленной торговли. Население юга России, в первую очередь казачество контактировавшее с турками непосредственно переняло у последних пристрастие к кофе и табаку.

Большая часть горожан, не имея возможности покупать жареный кофе, могли себе все-таки позволить чашечку кофе. Для этого они отправлялись в кофейные дома, или, говоря проще, кофейни. Первые кофейни появились в Петербурге. В 1724 году по указу Петра I в столице было открыто 15 трактиров для иностранцев, нуждающихся в собственном «столе» по приезде в Россию. Здесь, помимо прочего, продавали и кофе.

Уже в 1750 году в соответствии с царским указом трактиры были разделены на пять категорий – «номеров». В пятую категорию попали кофейные дома, где дозволялось продавать «одно кофе, чай, шеколад и табак». Первой такой кофейней стал трактир Доминика Риц Апорта, который появился на Невском проспекте, в доме лютеранской церкви Петра и Павла, назывался он, естественно — «Доминик».

gop33

Он сразу же обрел популярность. Сюда петербуржцы отправлялись выпить кофе, покурить и почитать свежие европейские газеты.

Еще одна известная кофейня – «Кондитерская Вольфа и Беранже" - была центром литературной жизни Петербурга. Здесь часто бывал А.С.Пушкин. Здесь же он последний раз выпил кофе, отправляясь на фатальную дуэль с Дантесом.

literaturcafe_restaurant_alt

Уже в 1841 году таких кофейных домов в Петербурге было 19, еще 35 кондитерских, где можно было купить «кофий на вес», и 55 трактиров, в некоторых из которых можно было также испить этого напитка. Можно сделать вывод, что кофе у господ был куда популярнее чая.

Многочисленные заметки, дневниковые записи и даже русская литература свидетельствуют о том, что россиянами кофе все-таки был распробован. В сердце любого кофемана вызовут отклик стихи В.К.Кюхельбекера (1797 - 1846), который был просто влюблен в этот напиток:

Пусть другие громогласно
Славят радости вина:
Не вину хвала нужна! <...>
Жар, восторг и вдохновленье
Грудь исполнили мою —
Кофе, я тебя пою;
Вдаль мое промчится пенье,
И узнает целый свет,
Как любил тебя поэт.

Несмотря на такую горячую любовь, кофе вплоть до начала XX века оставался знаком хорошей жизни.

Интересна иллюстрация из Рассказа А.П.Чехова «В Москве на Трубной площади»: «Высокий, тонкий человек с бачками и бритыми усами, по наружности лакей, больной и пьяный, продает белую, как снег, болонку. Старуха болонка плачет.
- Велела вот продать эту пакость, - говорит лакей, презрительно усмехаясь. - Обанкротилась на старости лет, есть нечего и теперь вот собак да кошек продает. Плачет, целует их в поганые морды, а сама продает от нужды. Ей-богу, факт! Купите, господа! На кофий деньги надобны». Кофе здесь явный символ того, что в доме все еще на хорошем уровне, пусть на деле это совсем не так.

Иными словами, в России остро ощущалась тяга к кофе. Его любили и ценили. Кофе по ряду факторов обходился россиянам гораздо дороже, чем другим европейцам, что стало основной причиной, ограничившей его популярность.

В следующей части статьи мы подробно рассмотрим самые интересные вопросы – как жарили кофе, как готовили и как его пили.

Анастасия Некрасова

 

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи