Помещик Суворов: что делал русский полководец со своими крепостными
Александр Васильевич Суворов известен прежде всего как один из величайших русских полководцев. За свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. В то же время военачальник был крупным помещиком, которому принадлежали земли с тысячами зависимых крестьян. Объективно существовавшие в то время пороки крепостнической системы позволили некоторым утверждать, что Александр Васильевич был чуть ли не работорговцем. Так ли это?
По наследству
Будущий полководец родился в семье Василия Суворова — деятеля тайной канцелярии и в дальнейшем сенатора. Суворов-отец был человеком весьма небедным, поэтому к концу жизни скопил солидное имущество, которое после его смерти отошло к сыну.
Александр Васильевич, помимо прочего, получил в собственность поместья с почти двумя тысячами крепостных. В дальнейшем он приобрел еще несколько имений.
Суворов был одним из лучших полководцев империи и высоко ценился императрицей Екатериной II. Государыня, как известно, была женщиной щедрой и не скупилась на подарки отличившимся военачальникам и вельможам: они получали земельные угодья с десятками тысяч крестьян.
Так, в 1795 году Екатерина раздала бывшие польские земли. Не обделила царица и Суворова: генерал-фельдмаршалу достались территории в Западной Белоруссии — город Кобрин и его окрестности с семью тысячами крепостных.
Работорговец?
Был ли прославленный русский полководец работорговцем? Современные мнения на этот счет основаны на отрывке из письма Суворова некоему капитану Василию Верещинскому от 1800 года.
В нем генералиссимус просит купить девушек не старше 14 лет для своих крепостных. «Ребята дворовые у меня выросли, женить их надобно», — говорится в письме. В ответ Суворов обещает Верещинскому «товар, какой надобен будет».
Подлинность письма крайне сомнительна. В серьезных исторических исследованиях упоминаний о нем нет. Первоисточником публикации является украинская газета «Эхо», поместившая строки из якобы письма Суворова в статью о притеснениях вольных украинцев «кровавым» царским режимом.
Примечательно, что статья опубликована в январе 2015 года, то есть уже после государственного переворота и в разгар войны в Донбассе. Всем известно, насколько вольно и ангажированно в современной Незалежной трактуется российская история и оцениваются ее деятели.
Крепостной — не раб
Представления о помещиках как о рабовладельцах вообще в корне неверно. Существовавшая в России система крепостного права принципиально отличалась от классического рабства.
В отличие от раба, крепостной имел право на движимое и недвижимое имущество, мог заводить семью, которую сам кормил и содержал, работая на земле. В абсолютном большинстве случаев крестьянин был полностью самостоятелен в хозяйственных и бытовых вопросах.
Более того, крепостные имели право заниматься предпринимательством. Порой сколотившие приличное состояние крестьяне выкупали себя и свои семьи из крепостной зависимости — так образовывались первые купеческие и промышленные династии России.
Помещик редко вмешивался в повседневные дела крестьян — главное, чтобы они отрабатывали барщину и платили оброк. Государство налагало на барина обязанность следить за порядком в своих поместьях и обеспечивать сохранность населения.
Вместе с тем помещики, особенно при Екатерине II, часто злоупотребляли своим положением. Известны случаи торговли крестьянами, проигрыша их в карты. Но такие случаи были исключением, а не правилом. Что касается Суворова, то нет ни одного свидетельства его причастности к подобным делам.
Крепкий хозяйственник
Наоборот, исторические данные подтверждают, что Александр Васильевич всячески заботился о своих крестьянах. Русский и советский историк Иосиф Куперман (К. Осипов) в книге «Суворов» отмечает, что полководец отменил в своих землях натуральный оброк и перевел крестьян на денежный налог.
Сумма выплат была необременительной — 3-4 рубля в год с души. За это крестьянин мог свободно пользоваться угодьями, реками и лесами.
Суворов хорошо разбирался в хозяйственных вопросах и прекрасно знал нужды крестьянства. Свои взгляды он отразил в записке «Причины упадка крестьянского хозяйства» и многочисленных письмах, которые пестрят указаниями помощи и поддержки крепостных, попавших в трудную ситуацию.
Особое внимание Александр Васильевич уделял рождаемости и здоровью детей. Каждому женившемуся Суворов выделял 10 рублей из своего денег, а детям распоряжался оказывать всю необходимую медицинскую помощь.