Какие тайны скрывают соловецкие лабиринты
Каменные лабиринты, расположенные в разных местах Соловецких островов, являются составной частью большой сети «северных» или «беломорских» лабиринтов России. Всего на территории архипелага 35 лабиринтов, которые будоражат умы ученых, пытающихся разобраться, кто и для чего возвел их.
Протосаамы
Наибольшее число загадочных памятников древности, которые местные жители называют «вавилонами», сосредоточены на Большом Заяцком острове. На его площади раскинулось 13 лабиринтов и около 850 насыпей из разнокалиберных валунов, имеющие сходства с мегалитическими сооружениями Мурманской области, Карелии, Скандинавии, северной Европы и Ирландии. Этот факт, по мнению Густава Богуславского, наталкивает на мысль, что в момент их появления, а это приблизительно I—II век до н. э., Соловецкие острова составляли с обозначенными территориями единую цивилизацию. Исследователь Александр Мартынов полагает, что строителями «вавилонов» были морские кочевники из протосаамских племен, приплывавшие на архипелаг с материкового побережья Белого моря. Об их присутствии на Соловках красноречиво свидетельствует найденная на Малом Заяцком острове фигурка тюленя из кремния, являющаяся характерным артефактом данной культуры.
Типы лабиринтов
Невысокие спиралевидные лабиринты Соловецких островов диаметром от 3 до 30 м, выложенные из разнокалиберных валунов, обладают одним входом, одновременно являющимся и выходом. Желающие пройтись по «вавилону» должны учесть одну истину — для того, чтобы с успехом выбраться из него, необходимо идти строго по бороздкам, не пересекая каменные «стены». Изучающий северный неолит археолог Анатолий Куратов установил, что рядом с каждым входом в лабиринт, вне зависимости от его пространственной ориентации, почти всегда обнаруживается либо дольмен, либо каменный курган. Исследователь Николай Виноградов разделил все изученные им Соловецкие лабиринты на три категории: односпиральные (на острове Заяцкий), подковообразные биспиральные (на Большом Соловецком острове), подковообразные биспиральные с крестообразным скрещением при входе (на острове Готланд).
Им же выявлены пять основных форм кладки местных лабиринтов. Первая характеризуется выложенной в длинный ряд спиралью, вторая — раскручивающейся от центра спиралью, третья — спиралью, в начале, конце и на отдельных участках которой присутствуют утолщающие ее каменные навалы, делающие линии похожими на змей. Четвертую категорию составляют лабиринты, состоящие из двух вписанных друг в друга спиралей, а пятую — те, в центре которых возвышается горка из валунов.
Погребальный культ
Археолог Александр Мартынов полагает, что Соловецкие острова в древности представляли собой место родовых и племенных захоронений протосаамов, на лодках свозивших сюда своих покойников с разных уголков беломорского региона. Северяне верили, что дух почившего человека не сможет навредить живым, если провести ряд религиозно-погребальных обрядов, а точнее, сжечь тело умершего за морской преградой, похоронить прах под курганной насыпью и устроить рядом с ней лабиринт. Рассматривавшийся как пограничный символ между земным и потусторонним мирами, «вавилон» благодаря своей системе запутанных ходов должен был гарантировать невозвращение покойника из иного измерения. Об этом же писал философ и священнослужитель Павел Флоренский: «Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу…».
Карело-финский эпос «Калевала» указывает на то, что под лабиринтов находилось царство смерти, связь с которым осуществлялась при помощи змей. В роли этих хтонических существ выступали выложенные из камней линии «вавилонов». Местные жители, как и туристы, не раз заявляли, что видели, как по лабиринтам в сторону центра перемещались белесые, бестелесные призраки, встретившись с которыми люди подвергались панической атаке.
Рыбная версия
По мнению специалиста по каменному веку Нины Гуриной, «беломорские» лабиринты представляют собой не что иное, как ловушку для рыбной ловли. На эту мысль ее навели присутствующие в некоторых «вавилонах» каменные перемычки, замыкающие их в кольцо, ориентация их входов-выходов на морской берег, а также найденный в пределах одного из них каменный прообраз рыболовной снасти типа вентеря. Исследовательница Кольского полуострова считала, что ловушка действовала во время отлива, когда рыба, запутавшись в каменных перегородках, не могла вместе с водой уйти обратно в море и становилась легкой добычей рыбаков. Но против данной версии свидетельствуют лабиринты, расположенные вне водной доступности.
Поэтому географ Иван Мулло выдвинул предположение, что соловецкие «вавилоны» являются только планами магических рыболовных капканов, которые были необходимы для облегчения строительства реальных ловушек и обозначения мест наилучшего «клева». Разные метрические параметры лабиринтов указывают на то, что древние поселенцы охотились на рыб разных размеров — от мелкой наваги до крупной семги.
Религиозный центр
Николай Виноградов видел в лабиринтах сверхъестественный инструмент шамана, который проводил в нем важные религиозные церемонии, обряды целительства и ритуалы инициализации. Все сакральные действия проводились у центрального валуна спиралевидного сооружения, который протофинские племена воспринимали в качестве поддерживающего небосвод мирового столба. У этого заряженного особой энергетикой камня зажигались ритуальные костры и совершались жертвоприношения, в том числе и для обеспечения промысловой удачи, сопряженной не только с богатым уловом, но и с хорошей погодой и безопасностью.
Развлекательный центр
Существует версия, что соловецкие лабиринты служили своего рода развлекательными центрами, где устраивались танцы или военно-спортивные состязания по значимым для местного племени праздникам. В дни веселья в центр спирали ставили девушку, вокруг которой водились культовые хороводы.
Астральные культы
Александр Мартынов допускал, что одновременно с выполнением погребальной функции лабиринты служили местом поклонения Солнцу. А исследователь Л. Ершов полагал, что «вавилоны» использовались древними людьми как календари, так как образующие их спирали были закручены по Солнечному и Лунному циклам.
Эзотерическая версия
Ученый Вячеслав Токарев отыскал в истории саамов упоминания о том, как молодые представители племени, получив благословение шаманов-нойдов, отправлялись в лабиринт, чтобы перезагрузить свою матрицу и настроить ее на одну волну с природой. Развивая тело и душу, они проходили путь обретения внутренней силы и очищения от зла, а после вояжа к центру своего духа благополучно возвращались в реальность. Обследовавший «вавилоны» Большого Заяцкого острова Влад Абрамов заявлял, что подобное путешествие по запутанным ходам порой вызывает у человека сюрреалистические видения, связанные с трансформацией состояния сознания, изменением восприятия пространства и времени.
Читайте наши статьи на Дзен