Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-10-13 15:30:19
Майя Новик

Русские в Гражданской войне США: как царский флот поддерживал Линкольна

В момент начала гражданской войны в США, возникшей между Северо-американскими соединенным штатами (САСШ) и Конфедерацией южных, рабовладельческих штатов, в мире наступила уникальная ситуация. Великобритания и Франция процветали за счет морской торговли и потирали руки после Крымской войны, заставив Россию подписать договор, по которому наша страна могла содержать на Черном море только 10 судов, а военных арсеналов не должна была иметь вовсе.

Французы и англичане они не собирались довольствоваться достигнутым, а мечтали поставить Россию на колени.

Война во что бы то ни стало!

Новым поводом для конфликта стало польское восстание 1862 года, давшее европейским державам «право» называть Россию страной-сатрапом и требовать наблюдения за установлением в Польше порядка «просвещенным европейцами». Против России была создана коалиция из Австрии, Англии и Франции при поддержке Дании, Португалии, Швеции, Италии и Испании. В ультимативной форме союзники требовали провести в Польше реформы. Россия отклонила их требования, но перед угрозой войны признала право участия в решении польского вопроса за Пруссией, которая поддерживала Россию, и за Австрией.

Этой уступкой Россия выигрывала время, необходимое для укрепления береговых линий и сухопутных границ. Император Александр II понимал, что флот коалиции сильнее российского, и в случае войны противники могли высадить на побережье России десант.

Сразу после окончания Крымской войны Россия сделал все, чтобы усилить флот: на верфях Санкт-Петербурга были построены шесть винтовых корветов. По особой программе к 1863 году у России появились три линейных корабля, 14 фрегатов, 16 корветов и клиперов и больше 60 винтовых лодок.

Но этого было мало, и Россия оказалась в затруднительном положении. Единственное, что могли сделать российские флотоводцы – это сосредоточить силы Тихоокеанской российской эскадры в Японском море, на Балтике – усилить российское присутствие в Курляндии.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

В Северной Америке дело тоже шло к войне: когда лидеры Южных штатов проиграли выборы, и страну возглавил Авраам Линкольн, рабовладельцы 11 штатов подняли мятеж и объявили об образовании Конфедерации штатов со столицей в Ричмонде и с президентом Джефферсоном Дэвисом. 12 апреля 1861 года они начали Гражданскую войну, захватив Форт Самтер.

17 апреля Дэвис выдал «Каперские свидетельства» – разрешения частным кораблям вооружаться и захватывать торговые суда САСШ. В ответ Линкольн заблокировал калифорнийское побережье, перерезав вывоз хлопка и ввоз оружия.

Великобритания видела в растущей экономике САСШ соперника и поддерживала южан. Ей вторила Франция, которая имела виды на Мексику. Обе державы слали конфедератам оружие, деньги и продовольствие и пытались вовлечь в это Россию. Но Россия в конфликт встревать не спешила. Более того, она увидела в ситуации путь к сохранению мира.

Главное – секретность

Как пишет в работе «Операция Русского флота в Северной Америке» исследователь М. Кожевников, идея поддержать северян пришла в голову управляющему Морским министерством вице-адмиралу Николаю Карловичу Краббе. Он предложил императору отправить к берегам САСШ лучшие корабли флота, чтобы в случае войны они блокировали колониальную торговлю. Предполагалось, что Атлантическая и Тихоокеанская эскадры будут укомплектованы мощными паровыми судами, которые без труда догонят торговые суда и уйдут от кораблей охраны. Флот мог не только прервать торговлю, но и нападать на колонии и гарнизоны врагов, в том числе и в Индии, где Россия рассчитывала поднять мятеж.

Залогом успеха могла быть лишь полная секретность. О подготовке знали только высшие военно-морские чины. Капитаны судов были извещены о задачах в день выхода, а экипажи узнали обо всем в море.

Подготовка судов Атлантической эскадры под руководством контр-адмирала Степан Степанович Лесовский, заняла меньше месяца и велась под предлогом похода к Тихому океану для замены судов, дежуривших там. В состав эскадры вошли шесть судов: фрегаты «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя», корветы «Варяг» и «Витязь» и клипер «Алмаз». Корабли под завязку загрузили углем, продуктами и боеприпасами. Эскадра должна была скрытно выйти из Балтики, обогнуть Великобританию с севера и дойти до Нью-Йорка. Для дозаправки углем у острова Бронхольм русские корабли ждали скрытно пришедшие транспорты с углем.

В состав Тихоокеанской эскадры (командующий – контр-адмирал Андрей Александрович Попов), направлявшейся в Сан-Франциско, были винтовые корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында» и «Новик», клиперы «Гайдамак» и «Абрек». Контр-адмиралам были даны широкие полномочия, каждый имел право «действовать по обстановке», но главной задачей оставалось – парализовать торговлю.

Успех операции – залог мира

15-19 июля 1863 года корабли Атлантической эскадры поочередно вышли в море из Ревеля и Кронштадта. 23 июля они встретились у залива Малый Бельт и на ходу приняли на борт уголь. Обогнув Великобританию, корабли рассеялись – каждый шел в Америку «в меру сил».

30 августа 1863 года в Нью-Йорк пришел фрегат «Ослябя», 13 сентября на нью-йоркском рейде встали «Невский», «Пересвет», «Варяг» и «Витязь», 29 сентября к ним присоединился «Алмаз». В августе 1863 года из портов России и Японии в Сан-Франциско вышли корабли Тихоокеанской эскадры. Все, кроме «Новика», который разбился у мыса Де Лос Рейс, добрались до порта.

В это время дипломаты России делали все, чтобы удержать коалицию от войны. Судьба России зависела от ее флота. О том, что затея удалась, узнали из американских газет, доставленных в Европу. Для англичан появление флота России вблизи от торговых линий было как гром среди ясного неба.

Первой из коалиции вышла Австрия, которая стала сотрудничать с Россией по польскому вопросу. Резкая нота по Польше от англичан была задержана в Берлине – Великобритания решила пойти на попятный. Последними от войны отказались французы.

К слову сказать, в момент, когда русские корабли появились у Нью-Йорка, там уже стояли английские и французские суда, готовые высадить на побережье САСШ 5 тыс. солдат. Благодаря России интервенция не состоялась, и северяне выиграли войну с Конфедерацией.

И в Сан-Франциско, и в Нью-Йорке русские моряки были встречены балами приёмами, в ноябре суда «Варяг», «Витязь»и «Алмаз» встали на якоря на реке Патомак у Вашингтона. Контр-адмирал Лесовский и другие офицеры посетили столицу САСШ и были на приеме у Линкольна.

Так Россия избежала войны, а русский флот снова покрыл себя лаврами.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: