Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-11-17 14:23:01
Тимур Сагдиев

Новая Кубань и другие: как живут казачьи станицы за границей

После российской революции 1917 года за границей стали появляться непривычные для иностранцев населённые пункты – казачьи станицы. Впрочем, это название также носят эмигрантские казачьи организации, не являющиеся станицами (посёлками казаков) в исконном смысле слова. Их задача – поддержание казачьего духа и традиций в странах Русского зарубежья.

Соединенные Штаты

После поражения Белой армии в Гражданской войне Россию покинули сотни тысяч казаков. До Второй мировой войны казачья жизнь до границей была сосредоточена главным образом в Европе. Однако с 1945 года из-за угрозы насильственной репатриации в Советский Союз множество казаков переехало в США. Помимо эмигрантов первой волны в Америке осели казаки, ушедшие с Дона и Кубани вместе с гитлеровскими войсками.

В 1953 году на карте штата Нью-Джерси появилось фермерское поселение Новая Кубань (по-английски New Kuban). Эта станица была построена по инициативе Общеказачьего Центра. Организаторы колонии хотели объединить казаков, рассеянных по Америке и вернуть их, насколько возможно, к традиционному образу жизни. Штат Нью-Джерси был выбран во многом из-за климата и природы, напоминающей южную Россию. Кроме того, в штате имелось много необжитых земель. Ядро Новой Кубани составили 60-70 первых поселенцев.

Сегодня одним из центров общественной жизни станицы является новокубанский исторический музей, существующий трудами атамана Анатолия Сенченко. Благодаря проводимым в станице мероприятиям потомки казаков не забывают о своих корнях. Например, ежегодно устраивается праздник New Kuban Cossacks BBQ («Новокубанское казачье барбекю»).

«Будет играть традиционная музыка, — говорилось в рекламном посте в Facebook 26 мая 2018 года. – Музей будет открыт для посещения в течение всего дня. Приходите поддержать музей и узнайте всё об истории казачества и поселения на Новой Кубани».

Впрочем, свидетели отмечают, что казаков, говорящих по-русски, в Нью-Джерси осталось немного, хотя в штате есть также казачьи станицы и хутора в Лейквуде, Ред-Банке, Вейнланде. Поддерживается казачья жизнь и в других штатах США, прежде всего в крупных городах (Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско). Исследователи зарубежного казачества упоминают даже организацию с удивительным названием «Общеказачья станица в Голливуде».

Латинская Америка

Из стран Латинской Америки наиболее многочисленна казачья диаспора в Аргентине. Выходцы с Дона и Кубани занялись фермерством, и сегодня они производят заметную долю аграрной продукции южноамериканской страны. В основном потомки казаков живут распыленно, однако в Буэнос-Айресе есть район их компактного проживания. В пригороде под названием Шварцвальд на базе двух казачьих колоний возник русский посёлок «Нахаловка», существующий по сей день. В середине ХХ века в Аргентине действовала Донская станица имени П.Н. Краснова, атаманом которой был выбран внучатый племянник генерала-коллаборациониста, Николай Николаевич Краснов. Казаки сохраняют общественную активность и в XXI веке. В 2011 году в городе Монте-Гранде (агломерация Буэнос-Айреса) был основан Аргентинский казачий округ. Одной из его задач было заявлено «воспитание подростков и молодёжи в духе казачьих исторических традиций».

Австралия

В Австралии казачьими станицами по традиции называют объединения казаков, некомпактно живущих в разных городах – Брисбене, Канберре, Сиднее и других

Из активно действующих сегодня можно отметить Посольскую австралийскую станицу Забайкальского казачьего войска, насчитывающую 10 тысяч человек. Их организационный центр находится в Кабраматте под Сиднеем. Австралийские казаки выезжают в Россию для участия в полевых сборах, а у себя в стране ухаживают за православными могилами.

«Мы не австралийцы, мы коренные забайкальские казаки, которые живут по историческим причинам в Австралии», — подчёркивает атаман станицы Симеон Бойков (цитируется по газете «Московский комсомолец»).

В целом, несмотря на попытки казаков сохранять станичные традиции, для них характерна та же проблема, что для русской эмиграции в целом — быстрая ассимиляция — активное усвоение языка и обычаев той страны, которую они выбрали себе взамен Родины.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: