Сколько территорий могло бы стать частью России после Первой мировой войны
Мир отметил столетний юбилей окончания Первой мировой войны, в которой Россия понесла больше всех потерь (около 2,5 млн. погибшими), и, принадлежа к лагерю победителей, парадоксальным образом оказалась проигравшей страной.
Интересно, как могла выглядеть география Российской империи, если бы не произошло революции 1917 года, и Россия не вышла из войны накануне победы в ней. Территориальные приобретения, которые собиралась сделать Российская империя, были ещё в ходе войны обещаны ей соглашениями с союзниками или заявлены в разных декларациях.
Восточная Пруссия и решение польского вопроса
Установление новой границы с Германией неразрывно связывалось с решением польского вопроса. В августе 1914 года, вскоре после начала войны, Верховный главнокомандующий Русской армией, дядя царя великий князь Николай Николаевич выступил с прокламацией к полякам, в которой призывал их выступить на стороне России, чтобы завоевать для себя после войны территориальное единство и самостоятельность. Подразумевалось, что будет объединена вся Польша в этнографических границах. Эти означало, что к новой Польше будут присоединены от Германии юг Восточной Пруссии, Познаньский округ и часть Восточной Силезии. Новая Польша должна была составить автономное политическое образование под верховной властью русского царя.
Остальную часть Восточной Пруссии предполагалось напрямую присоединить к Российской империи. Это пожелание высказал министр иностранных дел России Сергей Сазонов в письме к министрам иностранных дел Англии и Франции в сентябре 1914 года. В ноябре того же года Николай II озвучил это пожелание более определённо в беседе с французским послом Морисом Палеологом. Ссылаясь на стратегические соображения русского Генерального штаба, царь заявил о желательности аннексии Россией территории Германии к востоку от Вислы.
Та же задача излагалась в записке, представленной царю в начале 1915 года пребывавшим в отставке бывшим неудачным полководцем на русско-японской войне генералом Алексеем Куропаткиным. При этом Куропаткин, оправдываясь имеющимися у Германии планами депортации населения с тех российских территорий, которые хотела бы присоединить она, указывал на необходимость выселить немцев из Восточной Пруссии и заселить туда русских крестьян, испытывающих нехватку земли.
Присоединение австрийской части Украины
Для российского правительства и широких общественных кругов не представляло сомнения, что война с Австро-Венгрией ведётся ради освобождения славянских народов из-под её власти. При этом считалось само собой разумеющимся, что должна завершиться «русская ирредента», то есть все земли, заселённые русские (к которым тогда относили всех восточных славян), будут напрямую присоединены к Российской империи.
Россия приступила к выполнению этого плана, не дожидаясь окончания войны. Когда осенью 1914 года русские войска заняли большую часть австрийской Галиции, то есть Западной Украины, эта территория была фактически присоединена к Российской империи. На ней было образовано Галицийское генерал-губернаторство со столицей во Львове. Генерал-губернаторство включало четыре губернии: Львовскую, Тернопольскую, Черновицкую и Перемышльскую. Предполагалось, после занятия Закарпатской Руси, создать там пятую губернию с центром в Унгваре (Ужгороде). В Западной Украине вводились в действие законы Российской империи.
Таким образом, по итогам Первой мировой войны Россия собиралась присоединить все земли Австро-Венгрии, населённые украинцами. На запад в то время эти земли простирались дальше, чем современная западная граница Украины. Западную часть Галиции с городом Краковом, населённую поляками, предполагалось включить в новую Польшу.
Присоединения у Турции
Со времён Крымской войны в России был популярен лозунг «крест на святую Софию!», означавший освобождение Константинополя из-под власти мусульман и его присоединение к православной Российской империи. С новой силой он воскрес во время Балканских войн 1912-1913 гг. Желание окончательно решить этот вопрос военным путём было у Николая II так сильно, что он в августе 1914 года не пожелал дать Турции гарантии неприкосновенности территории в обмен на турецкий нейтралитет. Он предпочёл, чтобы Турция выступила на стороне Германии, дабы иметь законный повод к захвату Царьграда.
В марте 1915 года министры иностранных дел России, Великобритании и Франции подписали секретное соглашение, по которому западные державы соглашались на присоединение к России, по итогам войны, оставшейся у Турции европейской части, проливов Босфор и Дарданеллы и прилегающей к проливам полосы азиатского берега Турции.
В это же самое время русские войска занимали часть турецкой Армении, а турецкие власти начали геноцид армянского населения. На повестку дня встал армянский вопрос. В мае 1916 года было подписано соглашение, названное по фамилиям министров иностранных дел трёх держав соглашением Сайкса—Пико—Сазонова, которое определяло контуры раздела всей Османской империи.
К России, кроме Проливов, должна была отойти также вся населённая до войны армянами часть Турции, то есть турецкая или Западная Армения. Она включала в себя район озера Ван, города Карс, Эрзурум, Эрзинджан. К России отходила также часть черноморского берега Турции до города Трабзон включительно.
Будущий статус Армении оставался открытым и подлежал решению Россией. Это могли быть губернии Российской империи или автономное образование, подобное Финляндии и Польше. В 1915-1917 гг. занятая русскими войсками часть турецкой Армении де-факто уже была частью России. Там начало осуществляться строительство стратегической железной дороги. В январе 1917 года приступили к организации нового казачьего войска в верховьях реки Евфрат.
Читайте наши статьи на Дзен