Каким будет казачество в России через 20 лет
Российское казачество на своем веку испытывало как взлеты, так и падения, но сколько бы казаков не оставалось они никогда не теряли свою идентичность. Сегодня казачество переживает не лучшие времена, изменится ли что-то в обозримом будущем?
Не теряя надежды
Согласно книге А. Н. Рубакина «Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы», накануне Первой мировой войны в России проживало около 3 млн. казаков. Выше этой цифры демографические показатели казачества не поднимались. События, связанные с Октябрьской революцией и Гражданской войной, вынудили десятки, а то и сотни тысяч казаков выехать за рубеж, многие из них погибли в эти смутные годы.
Террор, устроенный Красной Армией в отношении казачества, едва не ликвидировал его как социально-культурное явление. Большевики видели в лице казаков силу, способную разрушить устои советской власти. Глава Вооруженных сил Советской республики в годы Гражданской войны Иоаким Вацетис призывал сжечь казачество «в пламени социальной революции», а Дон «обезлошадить, обезоружить и обезнагаить и обратить в чисто земледельческую страну».
Хотя казачество как военно-служилое сословие фактически исчезло, в отдельных селениях его представители все еще продолжали поддерживать свои традиции. Они дождались лучших времен, когда незадолго до Второй мировой войны Верховное командование решило сформировать на Дону, в Поволжье, на Урале и в Сибири казачьи части и соединения. В суровые годы Великой Отечественной они верой и правдой служили родине. Кавалерийские корпуса и конно-механизированные группы, составленные из казаков, внесли немалый вклад в окончательный разгром врага.
Однако буквально сразу после Парада Победы, прошедшего 24 июня 1945 года на Красной площади, казачьи кавалерийские соединения по приказу Сталина были расформированы. Кавалерии как рода войск больше не существовало. В немалой степени это было связано с тем, что во время войны часть казачества запятнала себя сотрудничеством с нацистами. Командование же объясняло ликвидацию кавалерии нехваткой тягловой силы, в которой остро нуждалось разрушенное народное хозяйство. Казачеству теперь отводилось место в фольклорных коллективах и на киноэкранах страны.
В конце существования Советского Союза казачество обрело вторую жизнь. 26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов», где речь шла в том числе и о казачестве. Уже после распада СССР в 1992 году президент России Борис Ельцин издал указ, в котором излагались меры по реализации этого закона.
С возрождением казачества росло и число членов казачьих организаций. В 2010 году атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда заявлял, что численность кубанских казаков выросла до 130 тысяч человек, а в будущем в Краснодарском крае должно жить от 1 до 2,5 млн казаков.
Сегодня наиболее достоверным инструментом определения этнического состава населения является перепись. В 2002 году в графу национальность слово «казак» вписали 140 тысяч жителей страны. Однако в переписи 2010 «казаками» себя посчитали лишь 67 тысяч россиян, из них 53 тысячи – в Южном федеральном округе. По словам Владимира Воронина из Федеральной службы государственной статистики, такая низкая цифра может быть связана с тем, что в последней переписи учитывались лишь русскоязычные казаки. Если, к примеру респондент, считающий себя казаком, в качестве родного указывал украинский язык, то он и записывался как украинец.
Даже несмотря на эту поправку текущая убыль казачества налицо. На Кубани, где Николай Долуда предсказывал казачеству численный рост, казаками себя назвали лишь 5 260 человек – меньше 8% от общего количества казаков в России. В целом по Краснодарскому краю казаки среди других национальностей занимают лишь 14-ю позицию, уступая даже курдам, азербайджанцам и цыганам. Впрочем, лидеры российского казачества уверены, что перепись не отражает реального числа казаков в России. Их намного больше.
Власти Кубани осознают проблему, связанную с потерей интереса к культуре и истории своего региона, поэтому в 2015 году губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев выделил из краевого бюджета 6 млрд рублей на популяризацию казачества. По инициативе губернатора с 2016 года в школах Кубани были введены казачьи классы. За каждым таким классом закреплен специальный наставник – казак реестрового казачьего общества. «Казачата» гораздо глубже сверстников изучают историю и культуру своего края, чаще посещают мероприятия, связанные с жизнью казачества.
Не лучшим образом сегодня обстоят дела и в стане сибирских казаков. Однако общественное объединение «Сибирское казачье войско» прилагает немало усилий, чтобы возродить традиции, ведущие свое начало от далекой эпохи покорения Ермаком Сибири.
Сибиряки-казаки пытаются адаптировать к современным политико-административным условиям форму атаманского правления, чтобы взаимодействовать с местными органами государственной власти. В планах сибиряков и возрождение казачьих станиц, которое поможет вернуть к жизни заброшенные сибирские деревни. В Сибири ежегодно проводятся фестивали казачьей культуры, а на лагерно-полевых сборах свою удаль демонстрирует казачья молодежь.
Прорастут или нет?
Историки казачества, да и сами казаки не берутся прогнозировать, как будет развиваться судьба древнего служилого сословия. Все комментарии на подобные темы очень осторожные. Сотник казачьих войск Дмитрий Любомудров предполагает, что ситуация как с отношением к казачеству, так и с его демографией может меняться непредсказуемо. «Казачество то расцветало, то попадало в немилость. Я думаю, эта линия так и будет продолжаться по синусоиде», – заключает сотник.
И все-таки очевидно, что дальнейшая судьба казачества будет неразрывно связана с демографической ситуацией по стране в целом и русским населением в частности. Ведь по общему убеждению этнографов, казаки неразрывно связаны с русской национальной идентичностью.
По прогнозам Росстата, в ближайшие 20 лет демографическая картина России может измениться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Если наша страна пойдет по первому сценарию, то ее население сможет вырасти до 147 млн человек, если реализуется второй сценарий, то останется не более 127 млн жителей, при этом темпы естественной убыли населения будут превышать 700 тысяч человек в год.
Директор Института демографических исследований Игорь Белобородов обращает внимание на то, что численность русского населения России по сравнению с советским временем сократилась. Если по переписи 1989 года количество русского населения РСФСР составляло 119 млн, то в 2002 году это число уменьшилось до 115 млн. Перепись 2010 года показала, что лиц русской национальности осталось всего 111 млн. Правда, Белобородов отмечает, что в 2010 году было рекордное количество лиц, не указавших национальную принадлежность – около 5,6 млн. Тем не менее при общем спаде численности населения России уменьшение количества русских не вызывает сомнения.
Многие демографы скорее склонны согласиться с тем, что русское население будет постепенно вымирать. Белобородов предсказывает, что при нынешних тенденциях к 2025 году россиян станет на 2 млн меньше, потери среди русского этноса составят примерно 85-90% этой убыли. По словам демографа, через 20 лет численность русских может сократиться на 10-20%. Вполне очевидно, что и казаков ждет такая же участь – по всей стране их останется не более 50 тысяч.
Атаман Кубанского казачьего войска в 1990–2008 годах, бывший вице-губернатор Краснодарского края Владимир Громов говорит, что сейчас мы переживаем период дискредитации казачества, чтобы эту тенденцию изменить, казачьим семьям нужно все силы бросить на детей и внуков. Громов надеется, что возрождение казачества подтвердит старую поговорку: «Нас кинули в землю и думали, что хоронят, а мы оказались семенами». Настоящее казачество все равно прорастет, – уверен атаман.
Журналист Денис Куренов отмечает, что историко-культурная ценность казачества не ставится под сомнение, так же, как и необходимость приобщения к нему подрастающего поколения. Однако, искусственно заниматься «оказачиванием», со слов журналиста, – это значит слепо следовать политической конъюнктуре, что может привести к непониманию и даже протестам со стороны других этнических групп.
Положение современного казачества вызывает опасение по поводу его перспектив. Казаки слабо интегрированы в сегодняшний день. Многие из них полностью отрицают изменения, которые происходят в политике, религии, военном искусстве, технологиях, методах хозяйствования, социальной жизни: они по-прежнему находят утешение в старом и добром прошлом, которое безвозвратно кануло в Лету. Казачьей шашкой и кубанскими песнями нынешнюю молодежь не увлечешь. И только самим казакам под силу решить вопрос выживания казачества как уникальной социально-культурной общности.
Читайте наши статьи на Дзен