Иван Сивербрик: кем по происхождению был фейхтмейстер российских императоров
Опыт преподавания фейхтмейстера двора Его Императорского Величества Николая I Ивана Сивербрика был настолько ценен, что его использовали даже в советское время (учебник для институтов физкультуры СССР «Фехтование и рукопашный бой», 1940 год). В современных профильных вузах «Руководство к изучению правил фехтования на рапирах и эспадронах», выпущенное в середине XIX века — также полноценное учебное пособие для студентов.
На официальном сайте Федерации Фехтования России Иван Сивербрик значится как «крестный отец Российской школы классического фехтования, чье мнение является определяющим в деле изучения исторического фехтования».
Кем же он был?
Есть две версии происхождения Ивана Сивербрика – та, которую давал его сын Егор, переиздавший после смерти отца труд именитого учителя фехтования, вышеупомянутое «Руководство…» и конспирологическая – озвученная санкт-петербургской студией историко-сценического фехтования «Силуэт» (петербуржцы многое сделали для увековечивания имени полузабытого Сивербрика, в частности, в наше время ими были найдены и облагорожены могилы самого фейхтмейстера и его потомков). По этой гипотезе (документально она не подтверждена) учитель фехтования семьи Николая I был байстрюком (родившимся вне брака) от связи графа Федора Орлова и принцессы Занденбургского дома, супруги князя Ивана Барятинского, Екатерины.
В изложении биографии отца Егор Сивербрик по поводу родословной батюшки предельно лаконичен – он описывает только место и дату рождения фейхтмейстера – Ревель (нынешний Таллин), 1778 год.
Новая «старая» версия происхождения
Примечательно, что в новом, современном, переиздании «Руководства…» Ивана Сивербрика, выпущенном при активном участии санкт-петербургского клуба фехтования «Силуэт», есть вступление польского архитектора Ежи Богуславского, считающегося потомком фейхтмейстера (Сивербрик был прадедом его матери). По сведениям Богуславского, родители будущей «звезды», балтийского немца Йохана Зивербрюка, – все же граф Орлов и принцесса Барятинская. Ссылок на документальные источники при упоминании о происхождении своего предка Ежи Богуславский не приводит.
Как взошла его звезда
По мнению историка фехтования Олега Бабенко, в России нужда в более качественной подготовке солдат к рукопашному бою (в том числе, и со шпагой) возникла после поражения в Нарвском сражении в начале XVIII века. Якобы Петр I распорядился усилить физподготовку в войсках, и ориентировать их на перенимание европейского опыта.
Как писал Егор Сивербрик, его отец «в самом раннем детстве был помещен в первый кадетский корпус под начальством Ангальта». Российский историк Александр Висковитов уточнял: в это военное учебное заведение принимались исключительно дворянские дети (исходя из этого, можно хотя бы приблизительно составить мнение о сословии родителей Ивана Сивербрика). Будущий придворный фейхтмейстер, выпустившись в 1795 году из кадетского корпуса, «весьма недолго» прослужил прапорщиком в армии – «… по страсти к основательному изучению и усовершенствованию себя в фехтовальном искусстве… он менее нежели через год… был переведен в сухопутный корпус учителем фехтования, с переименованием в гражданский чин».
Последующие годы Иван Сивербрик посвятил преподаванию фехтования в ряде армейских корпусов и в учебных заведениях, в том числе, в Михайловской артиллерийской академии и в Горном Институте. Настолько преуспел в этом, что в 1815 году в чине надворного советника получил звание старшего учителя фехтования.
Слава о достоинствах учителя фехтования, гремевшая уже по всей Европе, не могла не дойти и до российских монарших особ. Сивербрика призвали для преподавания фехтовального искусства «… Их Императорские Высочества Николай Павлович его брат и Михаил. Обучение царственных особ доставило Сивербрику многия награды и, между прочим, пожизненную денежную пенсию…». Фейхтмейстер учил искусству фехтования представителей трех поколений Романовых – от Николая до его внуков. Кроме того, «… преподавал во многих частных домах и пансионах», что давало средства к безбедному существованию». Но, по воспоминаниям сына Егора, отец давал уроки и бесплатно, стремясь сделать искусство фехтования общедоступным, содержал при своей квартире «фехтовальную залу».
В 1846 году в честь полувекового юбилея преподавательской деятельности в присутствии императора Николая I Сивербрику вручили золотую рапиру с дарственной надписью от именитых учеников (а их собралось 300 человек), об этом тогда написала «Северная Пчела».
Силы уже покидали знаменитого учителя фехтования, и, чувствуя это, в 1852 году он написал свое «Руководство к изучению правил фехтования на рапирах и эспадронах». В конце того же года 74-летний Иван Сивербрик простудился на смотре состязаний по фехтованию, проходивших в одном из воинских корпусов, и слег. Вскоре статского советника, кавалера орденов святых Владимира, Анны и Станислава, не стало.
В брошюре Сивербрика масса практических указаний и терминов. Некоторые из них – «ангаже», «батман» роднят это искусство с танцем. Текст фехтовальных инструкций дублируется на французском.
Петербуржцы из «Силуэта» ежегодно отмечают день памяти И. Сивербрика. Несколько лет назад в Санкт-Петербурге открыли фехтовальный зал его имени.
Читайте наши статьи на Дзен